Перейти к содержанию
e_gora

[Обсуждение] М-4 «Дон» - текущее состояние, пробки и маршруты объезда

Рекомендуемые сообщения

Журнал «Деньги» № 22(527) от 06.06.2005

 

b16c04f686e4.jpg

 

 

Москва—Сочи—Новороссийск—Москва

Ближе к Сочи понятия "столовая", "санаторий", "здравница" и другие артефакты времен "Пионерской правды" вновь обретают реальность. Такое ощущение не прикупишь с турпакетом и не поймаешь в отеле на берегу океана. Поэтому мы поехали в Сочи абсолютными дикарями — без всяких трансферов и all inclusive.

 

В ночное

Самое главное сначала — смириться с фактом: придется ехать долго, преодолевая на первых пятистах километрах позыв бросить эту затею и повернуть назад. Вернуться домой и купить билет на самолет — полет обойдется примерно в ту же сумму, что и бензин в два конца — $250.

Надо сказать, что раньше я настороженно относился к вояжам "в ночное". Но для передвижения по дорогам необъятной родины это, поверьте, лучшее время (особенно когда ведешь турбированную Audi A4 с шильдиком Quattro). Днем же трасса M4 "Дон" превращается в слалом между встречными потоками фур.

На протяжении первых двухсот километров от МКАД федеральная трасса "Дон" — настоящий автобан. Но только с высоты птичьего полета. А вот непосредственно под колесами — впечатляющие дорожные швы и коварные выбоины. Цивилизованных заправочных станций много — чаще других встречаются ЛУКОЙЛ и ЮКОС. Ночью на лукойловских станциях магазины были, как правило, закрыты, зато юкосовские отрабатывали обозначенные на вывеске 24 часа. Неведомые местные заправки, к слову, подкупают честностью — в одном месте на вопрос "Как у вас бензин — ничего?" честно ответили: "Я бы вам не советовал". С питанием, если не прикидываться эстетом, нет никаких проблем.

Время масштабных проектов вернулось, но пока намерение властей превратить направления в дороги воплотилось здесь во многие километры разрытой обочины, неожиданные сужения и прочие ремонтные сюрпризы. Промежуточный итог ударной стройки — 200 км приличного покрытия на отдельных участках в Воронежской и Ростовской областях. Плюс 15 км платной трассы под Воронежем. В принципе за ночь можно проделать путь до самого Краснодара, если идти быстро и "в четыре руки". И если повезет, сесть на хвост какому-нибудь Porsche Cayenne с ростовскими номерами. Пройдя путь от Новороссийска до Москвы за 14 часов, я, однако, не буду призывать двигаться в столь рекордном режиме. Выехав в ночь и не слишком спеша, к утру подъезжаешь к Ростову-на-Дону. От него до цели уже рукой подать.

 

Южные правопорядки

Краснодарский гаишник — порода особая. Лоснящийся от южного солнца, уверенный в себе и по-отечески заботливый

"Наркотики, оружие есть?" — поинтересовался человек в форме, вытряхивая содержимое моего бумажника и просматривая долларовые купюры на свет. Такова процедура досмотра машин на посту ГИБДД в местечке Цукерова Балка на въезде в Краснодарский край. И внешним видом, и обилием автоматов Калашникова пост больше напоминает контрольно-пропускной пункт на границе двух не очень дружественных государств. В течение десяти минут два человека в форме производили тщательную инспекцию автомобиля и людей. И, кстати, вовсе не ради изъятия пистолетов и бомб, а в надежде обнаружить немного анаши. Считается, что молодые москвичи на хорошей машине едут на юга не иначе как раскумариться. А на "четыре кольца" и новую решетку single frame постовые липнут как мухи на мед. Особенно заинтересовались скомканным чеком из супермаркета у меня в кармане — видимо, приняли его за ту самую бумажку, из которой и закручивают "пламенные корабли". По итогам досмотра могу дать совет: денег сходу предлагать не стоит — дайте ребятам спокойно порыться в машине. Как ни странно, никаких вымогательств не будет. Кроме того, тщательному досмотру подвергся только салон — содержимое багажника блюстителей порядка не заинтересовало.

Въезжаем в Краснодарский край. Две полосы: одна туда, другая обратно. Посередине — сплошная линия разметки. Присмотритесь к окружающим — вы быстро обнаружите, что местные водители исправно держат положенную скорость — не более 90 км/ч. Такие манеры особенно бросаются в глаза после безбашенных ростовских "девяток", настигающих твою Audi в левом ряду на 160 км/ч. Отнесясь к провинциальному законопослушанию со столичным снобизмом, вы быстро попадете на курс перевоспитания в машину местного патруля. Краснодарский гаишник — порода особая. Упитанный, лоснящийся от южного загара субъект — эдакая кубанская буренка мужского рода. Встреча с ним не чревата скандалами, зачитыванием пунктов из Правил дорожного движения или угрозами эвакуировать автомобиль на штрафстоянку. Разговор будет мирным и без надрыва, но конечный тариф окажется немногим меньше московского. А если вы будете несговорчивы, вам так же мирно предложат оставить автомобиль на обочине и прокатиться вместе с инспектором до ближайшей поликлиники для исследования на предмет наличия алкоголя в крови. Я был крайне бдительным: мне посчастливилось оставить на дороге всего 600 руб. за всю поездку. Люди бывалые говорят, что средний счет — тысячи две.

Вообще, дорога от границы края на Краснодар — лежбище милицейских засад. Однажды решился обогнать ползущую впереди "Оку" — со встречной полосы наперерез, мигая дальним светом, вылетела милицейская "десятка". "Мы тут — не то что в Москве, за ремешки не придираемся,— говорил мне инспектор.— Мы ж понимаем: жарко, ремень к телу липнет. А вот нарушителей (имелся в виду обгон 'Оки' на скорости 105 км/ч.— 'Деньги') у нас и своих хватает! За это наказываем! Вот выедете за пределы края — нарушайте!" Получив свое, инспектор проявил отеческую заботу: "Через 20 км патруль в кустах, радар лежит на земле. Счастливого пути!"

 

Коста-дель-Сочи

Километров за сто до Краснодара не пропустите поворот: главная дорога резко берет вправо, а прямая уходит в провинциальную глубинку — придется делать большой крюк. Часа через два после Краснодара на горизонте появляются Кавказские горы, а после первых серпантинов, начинающихся у Горячего Ключа, мы упираемся в развилку около поселка Джубга. Направо — Геленджик, Новороссийск и Анапа, налево — Сочи, Туапсе и Адлер. Стоит остановиться и поразмыслить. Это не просто два разных направления — это два совершенно разных отпуска, непохожих друг на друга, как диковатая Тори Амос и буржуазная Селин Дион. На севере — дикие пляжи, турбазы и кемпинги, кубанские хаты, нудисты и разливное вино. На юге — средиземноморский парк, курортная лень и коттеджи внаем. Мы начинаем с Сочи.

Карта в атласе обманчива: прямая линия трассы на Сочи, прочерченная вдоль прибрежной железной дороги, в реальности оказывается горным серпантином с мостами через бурные реки, с захватывающими поворотами и спусками, на которых закладывает уши. Однако драйверский кайф портится тем, что это горное шоссе — единственный маршрут не только для праздных отпускников, но и для дальнобойщиков на груженых фурах. Поэтому путь в 200 км занимает часа четыре. Кстати, на этом отрезке всего одна приличная АЗС, у самого Сочи, так что стоит подумать о заправке еще в Краснодаре. И опять-таки до самого въезда в Большой Сочи, отмеченного внушительным постом, трасса усеяна дорожными инспекторами, которые таятся в стоящих на обочине "гражданских" на вид машинах — например, в праворульной Toyota.

Город Сочи похож на советскую здравницу, которую настойчиво пытаются превратить в модный курорт. Однако от министерского привкуса этот коктейль, похоже, никогда не избавится. Может, оно и к лучшему: всегда можно остановиться на сутки в ведомственном пансионате за 1 тыс. руб. или снять комнату в коттедже с парковкой прямо напротив дачи Чубайса (500 руб. за ночь). Ресторанов превеликое множество; можем порекомендовать прекрасное турецкое кафе на Виноградной улице напротив главного входа в Ривьеру. Деревянные столы, длинные скамьи — и огромный плазменный экран. Кухня радует честным вкусом, большими порциями и настоящим лавашем. Только не заказывайте в местных ресторанчиках бастурму, хаш и прочие изыски восточной кухни — тут они какие-то безвкусные в сравнении с Москвой. Берите тривиальные салаты и шашлыки — эти блюда у сочинских поваров получаются куда лучше.

 

Винтурист

Если в Крыму вам больше по нутру Севастополь с его дикими пляжами на Фиоленте, рыбными ресторанчиками в Балаклаве и винами Инкермана, а не туристическая ухоженная Ялта, то и приморские косогоры в окрестностях Новороссийска понравятся вам больше, чем сочинские курорты. По шоссе с отличным покрытием, которое проходит через деревни с виноградниками, абрикосовыми и яблоневыми садами, вы доберетесь от развилки у Джубги до Новороссийска за час.

Мы поехали туда ближе к вечеру. Перед закатом темно-голубое небо становится оранжевым, на дороге уже лежит тень от гор — пора думать о красивом местечке на ночь. На карте нашлось ласкающее слух название: Абрау-Дюрсо. По атласу — 7 км от Новороссийска. Останавливаемся у порога единственного вроде бы работающего кафе.

— Нам бы кофейку...

Пауза.

— Может, винца? (под "винцом" в Абрау-Дюрсо подразумевается исключительно игристое вино с одноименного завода.— "Деньги").

— Ммм,— неуверенно мычим, прикидывая, что нужно еще рулить в поиске ночлега.

— Вы извините, я уже брютику (шампанское брют.— "Деньги") выпила, соображаю медленно,— говорит хозяйка.

Через пять минут появляется ее муж со связкой ключей и запускает нас внутрь:

— Заходите, выбирайте.

Конечно, про кофе мы сразу забыли.

Остановившись в гостинице с внушительным фасадом, колоннадой и усадебной лестницей, мы быстро обрели "брютальный вид" посредством двух бутылок игристого. А утром, выйдя на огромный балкон убого обставленного номера, обнаружили небесную красоту — кипарисы и тополя отражались в идеальной голубизны озере, окруженном горами. Гостиница когда-то была усадьбой "шампанского графа" Льва Голицына, руководившего проектом запуска производства игристых вин по французской технологии. И примерно с этого балкона граф каждое утро вдохновлялся южной пасторалью.

Познавательную экскурсию на завод вполне можно заменить дегустацией разных сортов игристого в кафе напротив фирменного магазина. Бутылка "Бархатного сезона" — 90 руб., "Ах, Абрау" — 105 руб.

 

Робинзон пузо

Спортивная тема может придать путешествию по маршруту Москва—море особый смысл. На океанском курорте, перемещаясь с пляжа в отель, вы вряд ли сумеете вернуть телу привлекательные формы, потерянные за год офисной работы. На трассе Новороссийск—Анапа нам пару раз встречались новенькие Audi Allroad и Volvo X-Country c московскими номерами и парусными досками на крыше. Кстати, каждый год в конце сентября — начале октября под Анапой проводится чемпионат по виндсерфингу Rip Curl X-Wave, собирающий множество серфингистов, кайтеров и просто любителей потусоваться. Еще пара мест вокруг Анапы, рекомендованных дикому туристу,— мелководный песчаный пляж Джемете (5 км от Анапы) и Благовещенская коса (40 км), представляющая собой полосу дюн между морем и лиманом. За два дня стоянки с палаткой, пляжным волейболом, фризби и шашлыком под луной легко обрести здоровый цвет лица и бронзовый загар.

Активную программу можно ограничить трекингом по горному заповеднику на мысе Утриш (15 км от Анапы) по удивительно живописной дороге с отличным асфальтом. Для этого стоило взять с собой горный велосипед, благо багажник позволяет. Можжевельник, туя, чинары, сосны плюс море — что за воздух! Можно бросить машину в поселке (за 200 руб. в неделю можно договориться в любом местном дворе) и отправиться пешком к дикому пляжу — пять километров по берегу вдоль отвесного обрыва. Или поверху в обход горы. Это место считается чем-то вроде нашего Гоа. В пик сезона здесь стоят сотни палаток, а количество нудистов может даже озадачить, если не знать, что Утриш — центр русского натуризма. Однако при этом место остается тихим — сюда едут единиться, но не социализироваться. Утришская идиллия в пик сезона нарушается людным дельфинарием, но, к счастью, его суета заканчивается в полукилометре от поселка. Важное замечание: приезжать лучше в первой половине лета, ближе к осени все окрестные холмы нещадно пахнут, так как многочисленные робинзоны используют их в качестве отхожего места.

 

Лермонтов коктейль

В поисках черноморской идиллии мы проделали путь до самой окраины черноморского побережья России. И оказались в местечке Тамань. Но до Таманского полуострова вас ждет Фанагория — смело набивайте багажник бутылками местного вина. Не удержусь — процитирую Лермонтова: "Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, а вдобавок меня хотели утопить". Спрашивается, зачем туристу Тамань? Ответ такой: на всем свете вы больше не найдете лучшего места, где можно спрятаться от цивилизации. Если и развивать у нас эскапизм как особое направление туризма, то начинать надо, несомненно, с Тамани. Снимаешь хату, кушаешь щи и ездишь купаться: в Тамани с одной стороны — черноморское побережье, с другой — азовское, с третьей — Керченский пролив. Где-то здесь, кстати, располагалась древняя Тмутаракань. А мобильная связь в Тамани периодически пропадает, что и требуется для желанного дисконнекта со столичной цивилизацией.

ВЛАДИМИР ЛЯПОРОВ

 

Маршрутная ведомость

1. Конь-Колодезь, 457 км трассы. В этом селе есть памятник коню Петра I. Благородное животное здесь споткнулось и сломало ногу — отсюда и название. А до того Петр подарил село флотоводцу Науму Акимовичу Сенявину, будущему первому русскому вице-адмиралу. В прошлом году в Конь-Колодезе случился теракт — местный священник Иван Чепрасов свалил статую Ленина, после чего его лишили прихода и возбудили уголовное дело. Владыка Никон, епископ Задонский, пообещал восстановить статую за счет Церкви.

2. Воронеж, 520 км. На подъезде к городу — 15 км отличной платной дороги, тариф — 10 руб. за весь участок. Все по-честному: без засад гаишников, выбоин и жестких стыков. Внимание! За платным участком (на противоположной стороне — пункт оплаты) ваш южный экспресс встречают с радаром. И еще: разогнавшись, не пропустите объездную дорогу вокруг города.

3. Рогачевка, 543 км. Дорога после ремонта — по две полосы в обе стороны, под горку хорошо идти. Место очень хлебное: "подорожники" стоят с радарами и биноклями.

4. Богучар, 700 км. Большой пост ГИБДД, за которым через несколько километров начинается хорошая дорога. Почти 100 км качественного асфальта, высокой скорости и минимального присутствия ГИБДД. Настоящий подарок водителю.

5. Шахты, 934 км. Место дислокации джинсовой империи "Глория-Джинс", где постоянно проживают дизайнер, некогда работавший на Trussardi, и технолог из United Colors of Benetton. Можно накупить того, что нашили местные швеи по лекалам двух итальянцев. А нашили они вполне прилично.

6. Ростов-на-Дону, 1001 км. Самое главное — объехать город стороной. Продираться через Ростов не пожелаешь никому.

7. Веселая Жизнь, 1192 км. Совершенно точно замечено — в Краснодарском крае патрульные скучать не дадут.

8. Тлюстенхабль, 1357 км. Стоит сфотографировать себя и свою машину рядом с табличкой с названием населенного пункта. Происхождение слова остается тайной.

9. Анапа. Городские пляжи в прошлом году расширили на 10-15 м с помощью привозного песка. Сама Анапа сначала была генуэзской колонией, потом — турецкой, и только в 1828 году стала российской территорией.

10. Утриш: натуризм, космполитизм и дельфинарий. А еще здесь есть марина для стоянки частных яхт.

11. "Шато ле Гранд Восток" — образцово-показательная частная винодельня, созданная в 2003 году с нуля по французской технологии. В этом году — первый выпуск трех видов вина. При винодельне имеется шато, в котором можно остановиться — 420 руб. просто за ночлег и 870 руб.— за ночлег с дегустацией гранд-восточных вин.

12. В Фанагории можно попробовать оригинальный "Черный лекарь" прямо с завода, созданного на базе заслуженного винного колхоза в 1992 году. Это вино, по преданию, делают с античных времен. Здесь находилась греческая колония — одна из многочисленных Гераклей, как говорят, основанная Фанагором, которого и прозвали "черным лекарем" за то, что он сделал целебное красное вино с добавлением зверобоя и душицы. В районе Фанагории вроде бы был даже акрополь, но до наших дней, увы, дошли только археологические раскопки.

13. Хоста. На территории пансионата "Зеленая Роща" — дача Сталина (Курортный проспект, 120). 12 номеров "люкс" по $200 с человека, ресторан, камин, 300 м до моря.

 

 

 

Расходы на трассе Москва—Сочи—Москва

Статья расхода Сумма, (руб.)

Бензин Аи-95 7120

Комната в коттедже (с паркингом во дворе) около дачи Чубайса (г. Сочи) 500

Двухместный номер в гостинице "Абрау" (Абрау-Дюрсо) 800

Парковка на территории дельфинария в Большом Утрише 50

Ужин в турецком кафе (г. Сочи) 600

Завтрак в кафе у Морского порта (г. Сочи) 200

Ланч в чайных домиках Уч-Дере (г. Сочи) 280

Обед в ресторане яхт-клуба "Форт-Утриш" (г. Утриш) 920

Ужин в ресторане "Колхида" (Анапа) 330

Шампанское "Ах, Абрау" и "Бархатный сезон", 5 бутылок (в г. Абрау-Дюрсо) 590

Вино "Фанагория", 2 бутылки (в г. Анапа) 120

Грузинская чача, в розлив, 0,5 литра (в г. Анапа) 60

Прохладительные напитки и снэки (в минимаркетах по дороге) 360

Неформальные расходы на сотрудников ГИБДД 650

Итого 12580

 

 

 

Дорога на Олимпиаду

Игорь Моржаретто

За рулем №6 2007

01.06.2007

Статью прочитали 3942 раза

 

Полторы тысячи километров – от Москвы до Краснодара – вместе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным проехал Игорь Моржаретто.

Честно говоря, в своей автомобильной жизни я видел трассы и похуже. Магистраль М4 «Дон» на территории Московской области показывают как образцовую – она тут имеет по три полосы в каждом направлении, разделительный барьер и даже освещение. «Хорошая жизнь» заканчивается довольно быстро – уже в Тульской области дорога сужается до двух полос, причем после странной зимы качество ее, как и всех шоссе европейской части России, оставляет желать лучшего. На «Дону» – сплошные ремонтные работы, то и дело возникают небольшие пробки.

 

По новой развязке на 203-м км магистрали уже открыто движение, но продолжаются «отделочные работы». Впрочем, повторяю, есть федеральные дороги и похуже; М4, видимо, «повезло» – ее уже второй раз за три года не слишком добрыми словами помянул Президент в послании Федеральному собранию. В частности, В. Путин сказал: «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие, являются серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России – почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Согласитесь также: разве можно беспомощно взирать на разрушающиеся мостовые переходы, строительство которых было начато еще в советские годы? Или – спокойно подводить печальные итоги количества ДТП, в том числе с летальными исходами? Например, на такой оживленной трассе, как Москва–Дон, которой, особенно в летнее время, пользуются миллионы людей. Все это абсолютно недопустимо».

 

Здесь, у МКАД, начинается трасса «Дон». В летний период тут проходит около 60 тыс. автомобилей ежесуточно. Увы, подтверждение словам Президента последовало уже через три дня: в Воронежской области тяжелый грузовик буквально смял микроавтобус, 13 человек погибли на месте. Правительство отреагировало на редкость оперативно: в бюджете 2008–2009 гг. предусмотрено 60 млрд. рублей на реконструкцию магистрали «Дон»! Для дорожного строительства в нашей стране – сумма ни с чем не сравнимая. В начале мая по М4 отправился министр транспорта РФ Игорь Левитин, – «ознакомиться с состоянием трассы на всем ее протяжении и ходом реконструкции отдельных участков».

 

ЦЕНА ВОПРОСА

 

Рабочий момент. Министр транспорта РФ И. Левитин показывает, какие участки трассы подлежат реконструкции в первую очередь. По М4 идет грузовое сообщение между центром страны и портами Черного моря, а в летнее время устремляются на юг миллионы отдыхающих. За год по магистрали проходит около 3,5 млн. машин, 70% из которых – легковые. Но есть еще один стимул для немедленного развития «Дона» – российский город Сочи претендует стать столицей Олимпиады-2014, и наличие современных подъездных путей – одно из главных для того условий...

 

Новая технология строительства путепроводов: вместо дорогостоящего тоннеля – прочная гофротруба. Впрочем, будет Олимпиада в Сочи или нет – вопрос сложный, а реальные цифры, которые привел руководитель Росавтодора Минтранса Олег Белозеров, уже впечатляют. Трасса М4 действительно относится к числу самых опасных: за прошлый год здесь случилось 1072 ДТП, в которых погибли 620 человек, а 2515 получили ранения. Дорожное ведомство насчитало на магистрали 166 опасных участков (из которых очень опасных – 45). В первую очередь, это разнообразные перекрестки и примыкания дорог (всего их на трассе 621, из которых 41... несанкционированные!), придорожные рынки и торговые центры. Самые опасные места – в Липецкой и Ростовской областях, хотя и в других пяти регионах таких достаточно; нормативным требованиям соответствует лишь 37% из 1,5 тыс. км автодороги. Да это и не удивительно: в последние годы на содержание российских дорог ни разу не выделялось больше 40% от положенных даже по нашим нормам скудных средств...

 

Современный вахтовый городок строителей ЗАО «Труд» на обходе Богородицка. – Сегодня стоит задача сделать всю эту дорогу четырехполосной, с разделительной полосой по всей ее протяженности, – рассказал министр транспорта Игорь Левитин. – К сожалению, полностью осуществить это мы сможем только к 2014 году. Но уже через два года проведем реконструкцию большей части дороги. Впервые отработаем пилотный проект строительства и реконструкции не отдельных участков (как было всегда), а всей дороги. В будущем такие проекты намечается реализовать и на других федеральных трассах.

 

Платный участок трассы в Липецкой области: большинство водителей выбирают его, а не бесплатную альтернативу. Но перед тем как принять решение о начале работ, надо оценить возможности подрядных организаций, посмотреть, какая помощь нужна от губернаторов, уточнить финансирование объектов. Ведь если в этом году здесь потратят 6 млрд. руб., то через год потребуется освоить уже 30 с лишним! Министр инспектировал не только основные объекты реконструкции, строящиеся мосты, но и придорожную инфраструктуру: состояние автозаправок, съездов; где и как быстро можно организовать пункты оказания первой помощи пострадавшим.

 

А платит за всех сам министр! Кстати, одним из самых интересных для министра оказался единственный на федеральных трассах платный участок дороги – в Липецкой области (обход села Хлевное). Он был запущен еще в 1999 году на основании специального президентского указа. Как утверждают в Росавтодоре, этот участок действует вполне успешно, хотя плату за проезд недавно повысили – до 20 рублей с легковой машины и 40–80 – с грузовиков. Говорят, доходы покрывают все затраты, связанные с эксплуатацией дороги; часть средств даже перечисляется в федеральный бюджет. Большинство водителей действительно выбирают платную трассу, хотя есть и бесплатная альтернативная. Но та дорога проходит через несколько населенных пунктов, и путь оказывается по времени раза в четыре (!) длиннее, в чем ранее убедился автор...

 

Здесь, в районе поселка Новый Мамон, через Дон строят новый мост – дорога пройдет в обход населенного пункта. По этому поводу не мог не задать министру один из самых злободневных вопросов: правда ли, что в ближайшее время на платную основу переведут сразу несколько больших участков М4? О такой инициативе объявили буквально на днях в администрации Московской области...

 

На некоторых участках трассы уже все, как на автобанах за рубежом – даже освещение по ночам.– Я считаю, что федеральные трассы, отреставрированные на бюджетные деньги, переводить на платную основу не стоит, – ответил И. Левитин. – И в обозримом времени речь об этом не идет. Другое дело, что к нам обращаются руководители администраций Московской, Воронежской областей, других регионов и предлагают проекты строительства и реконструкции альтернативных дорог. Если есть равноценная трасса – почему бы не сделать одну из них платной? Это позволит решить проблему с финансированием и вывести дорогу на новый уровень качества. Но платные дороги откроют, только когда будут созданы все условия для скоростного бессветофорного движения, построены современные АЗС, оборудованы удобные стоянки. То есть плата должна взиматься за современный уровень сервиса!

 

Всего же, как полагает Игорь Евгеньевич, в России платными сделают не более 1,5–2% федеральных дорог.

 

ВПЕРВЫЕ… ПО НОРМАТИВУ

 

Три дня мы ехали по трассе «Дон». Честно говоря, сам я уже не раз за рулем преодолевал расстояние от столицы до Краснодара – и получалось куда быстрее! Правда, за эти три дня я столько узнал о дороге «Дон» – ее прошлом (представляете, в начале 60-х она еще была большей частью грунтовой!), настоящем и будущем! Например, впервые в России контроль за качеством дорожных работ будут вести не только в «ручном режиме», но и методом сканирования поверхности со спутников. Или – тут собираются в массовом порядке применить видеонаблюдение за скоростью движения. Еще – именно здесь решили провести эксперимент: а «что будет», если трассу финансировать не на 30–40% от норматива, а на все 80, а то и 100%? Действительно, что? Но для автомобилистов, похоже, на пару лет наступает тяжелый период, ведь на время реконструкции участки дороги будут сужены, а движение – ограничено...

 

А самой трассе «Дон», считайте, тоже крупно повезло – в ближайшие два года основные средства и силы дорожников будут брошены сюда. А от руководителей регионов ждут предложений по новой федеральной программе развития транспортной системы страны – до 2015 года.

 

– Думаю, следующим большим проектом может стать трасса «Урал», – по секрету поделился министр. – Впрочем, есть и другие направления. До сих пор мы занимались лишь реконструкцией существующей дорожной сети, теперь пора подумать о ее развитии.

 

Нам, автомобилистам, тоже кажется, что пора...

 

За два года на реконструкцию трассы «Дон» планируется потратить рекордную сумму – 60 млрд. рублей. Но число пробок пока только прибавится.

 

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ НА АВТОДОРОГЕ М4 «ДОН»

 

Тульская область:

Участки 132–152 км, 152–167, 167–172 (в сторону Москвы) и 144–152, 211–225 км (в сторону Воронежа)

 

Липецкая область:

Подъезд к Липецку

Участки на 330–345 км, 356–359 км

 

Воронежская область:

Подъезд к Воронежу, 492–500 км и 599–616 км

Участки на 623–630 км и 687–696 км

 

Ростовская область:

Участок 1028–1034 км

 

Краснодарский край:

Участки на 1417–1424, 1452–1456, 1490 км

 

Текущий ремонт также проведут на участках:

225–235 км (Тульская область),

375–384 км (Липецкая область),

590–594, 978–982, 1007–1019 (Ростовская область),

1263–1300, 1318–1321, 1442–1452 (Краснодарский край).

 

http://www.zr.ru/articles/51367

 

 

 

На пляж и обратно

Игорь Моржаретто

За рулем №8 2007

01.08.2007

Статью прочитали 8680 раз

 

Приятное, но не простое и очень ответственное задание: как можно быстрее доехать от Москвы до Сочи на автомобиле, искупаться – и вернуться обратно. При этом нарушать правила дорожного движения запрещается! Ранним утром в разгар курортного сезона Игорь Моржаретто и Георгий Садков отправились в путь.

ТРУДНА ДОРОГА К МОРЮ

 

Вспомните: у многих из нас хоть раз в жизни «образовывался» неожиданный отпуск (или обнаруживались неистраченные отгулы). И тогда вставал вопрос – что делать? Искать «горящую» путевку – так не предлагают ничего интересного… Да и билетов в южном направлении нет ни на самолет, ни на поезд (и стоят они недешево!). Так что же, париться летом в городе? А почему нельзя в багажник любимого автомобиля по-быстрому бросить сумки, в салон – усадить семейство, да и рвануть прямо к самому Черному морю! Где все – за рубли, и виз никаких не надо…

 

Билет на самолет от Москвы до Сочи и обратно в июле стоил 10–11 тыс. рублей (но купить его не удалось), на поезд (в плацкартном вагоне) – 2,8–4 тыс. руб. (билетов тоже не было в продаже); проезд на автомобиле обошелся нам в 5 тыс. рублей. На двоих!Хорошо бы, конечно, однако боязно! Ведь, по слухам, дороги разбитые – не проедешь, под каждым кустом сидит гаишник, цель которого – обобрать автолюбителя; а что уж говорить о бандитах – говорят, на дорогах спасенья от них нет! Цены на жилье и питание на курорте тоже нынче запредельно высокие… Правда, море… А что – море? Может, все-таки пересидеть отпуск на даче?

 

Шесть утра, хорошая погода. На старт!Все эти «тезисы» мы решили проверить на собственном опыте и как-то утречком двинулись в сторону Сочи – только что избранной олимпийской столицы. Настроение самое что ни на есть приподнятое: еще бы, ведь завтра будем купаться в море!

 

Пробка в районе Бабарыкино (Липецкая область) растянулась на 5 км.…И вот так ее пытались объезжать.Радужное настроение улетучилось быстро – как только закончилась хорошая дорога, в двухстах километрах от столицы. Короткие участки дороги первой и второй категории (четыре и три полосы соответственно) все чаще стали перемежаться длинными – третьей технической категории (две полосы), причем в состоянии далеко не лучшем. Свою лепту вносили многочисленные ремонты: когда-нибудь дорога станет лучше, а пока она только сужена, в некоторых местах – до одной полосы с реверсивным движением. Большую часть потока составляют перегруженные трейлеры, которые на подъем идут не быстрее 20 км/ч (а на ровных участках – 40–50); обогнать их из-за интенсивного движения очень сложно, а то и вовсе невозможно. Иной водитель быстро дуреет, потом звереет – и бросается объезжать колонну грузовиков по встречной полосе… Итог – ужасные аварии. Мы наблюдали такую на границе Тульской и Липецкой областей; пробка из-за нее быстро растянулась на 5 км в обе стороны. В попытках объехать затор автомобили забили все обочины, затем самые решительные двинулись прямо через поле… В общем, только здесь мы потеряли добрый час, а всего таких тяжелых участков от Москвы до Краснодара преодолели несколько. К счастью, главная причина задержек все же не ДТП, а ремонты. Что же будет в ближайшие два года, когда здесь, на трассе «Дон», дорожники приступят к масштабной реконструкции?

 

Придорожная торговля развита по всей трассе. Ближе к морю в ходу купальные принадлежности…Но все-таки 1300 км до столицы Кубани мы преодолели за 16 часов – не самый плохой результат! Правда, пришлось пожертвовать обедом, ограничившись домашними бутербродами, хотя манящих кафе, столовых и ресторанов по пути – огромное количество. На трассе можно и заночевать – в придорожных отелях, мотелях или (по привычке) рядом с постом ГИБДД.

 

…а также подручные плавсредства.Некоторые, правда, считают, что ночью-то и надо ехать – дальнобойщики останавливаются на ночлег и освобождают дорогу для простых автопутешественников. Таким любителям настоятельно рекомендуем соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения. Езда ночью требует особого внимания, к тому же на трассе два десятка стационарных постов ГАИ и не считано – скрытых и не очень «засад».

 

Квартиры, места в гостиницах, комнаты начинают предлагать уже на подъездах к населенным пунктам…А уже за Краснодаром начинается прямая дорога, что ведет к морю. Каких-то сто километров – и вот оно! Дальше, от поселка Джубга можно сворачивать направо – на Геленджик, Новороссийск, Анапу или налево – на Туапсе, Лазаревское, Сочи, Адлер и далее – на Абхазию. Мы пошли налево…

 

Кстати, пост ДПС на этой развилке много лет пользовался дурной славой. Рассказывали, что здесь водителей с неместными номерами мучили подолгу и с наслаждением: проверяли документы, наличие аптечки, досматривали личные вещи… В конце концов находили повод для взятки. Сейчас, похоже, порядок навели – ни на этом посту, ни на других нас зря не беспокоили. Остановили всего дважды – и то лишь для того, чтобы, быстро проверив документы, вежливо пожелать: «Счастливого пути!». Идиллия, да и только…

 

…но можно остановиться и в кемпинге – их на побережье немало.ГДЕ ЖИТЬ?

 

Похоже, и о проблемах с жильем на курортах Черного моря наши дети узнают лишь из советского фильма «Будьте моим мужем». Сейчас их нет – даже в пик сезона. Практически на всем протяжении трассы от Джубги до границы с Абхазией нас преследовали люди с плакатами «Сдам комнату (квартиру, дом, квартал и т.д.)»; все дороги уставлены такими же рекламными щитами и указателями. Говорят, теперь каждый дом – это уже частная мини-гостиница. Цены на жилье очень разные. «Скромный» номер в отеле «Рэдиссон–САС–Лазурная» в Сочи обойдется в 16 тыс. рублей. Комнатка в доме у моря, в деревушке в стороне от шоссе – в 130 рублей. Правда, в разгар сезона жилье резко дорожает – цена в августе может вырасти раза в два (по сравнению с июнем).

 

От Джубги до Сочи – почти 200 км серпантина, который доставляет удовольствие от вождения…Но для начала решите для себя, в каком стиле проводить отпуск. Для ночлега мы выбрали современную гостиницу на набережной в центре поселка Лазаревское. Одному из авторов пришлась по вкусу шумная ночная жизнь – с толпами гуляющих вдоль набережной, барами, дискотеками, клубами… Второй, как выяснилось, предпочитает спокойный отдых – этот жаловался на бессонную ночь (прямо под окнами был парк аттракционов). Но в том же Лазаревском был выбор – от 240 руб. за койко-место на базах отдыха (комната на 3–4 человека, «удобства» в коридоре или во дворе), 1000 руб. за небольшую однокомнатную квартиру, до 5 тыс. руб. за «люкс» в современном отеле. За стоянку возьмут в среднем еще 50 руб. в сутки. Кроме того, для автомобилистов открыты вдоль побережья десятки кемпингов. Как правило, за 250 рублей в сутки предоставляется место для автомобиля и установки палатки; на территории обязательно есть вода, душ, туалет и кухня.

 

…если только впереди не тащится старый, чадящий автобус или грузовик.Честно говоря, где нам не понравилось – так это в самом городе Сочи. Пробки тут похлеще московских, причем город «стоит» вне зависимости от времени и дня недели, трудно найти место для парковки. Ну а цены на жилье и питание – самые высокие на побережье. Пляжи – или закрытые, частные, или же платные (200–500 рублей). Нет, не создан Сочи для автотуристов! Надеемся, за годы подготовки к Олимпиаде-2014 многое изменится. Вокруг множество других мест отдыха с бесплатными пляжами! Например, в Лазаревском или Туапсинском районах.

 

Все-таки искупаться в море после долгой дороги – это счастье!Кстати, насчет питания. Цены во всевозможных кафе и ресторанчиках очень щадящие, еда вкусная и разнообразная, но преимущественно кавказская. Жаркое по-домашнему в горшочке обойдется в 80 рублей, шашлык – 50 руб. за 100 г, форель – 60 руб. за 100 г. Ну а если автомобиль оставим на стоянке, то пропустите стаканчик местного вина – на выбор, за 20–30 руб.

 

На границе с Абхазией очереди случаются утром, вечером и по выходным…Словом, на Черноморском побережье отдыхать можно. Причем и жилье, и варианты пропитания найдете самые разные – все зависит от ваших средств и предпочтений. Море и солнце – бесплатно!

 

САМ СЕБЕ СТОРОЖ

 

…а в самом Сочи, особенно на Курортном проспекте, они бывают ежедневно!И в заключение – о безопасности отдыхающих. Как рассказал начальник пресс-службы УВД Сочи полковник Александр Эренбург, пусть дороги в регионе и перегружены, но аварийность невысокая (видимо, из-за небольших скоростей). Хотя сезон в полном разгаре, не зафиксировано случаев краж из автомобилей в кемпингах и на стоянках, не было и попыток нападения на водителей. А вот оставленные на улице без присмотра автомобили в Краснодарском крае тоже угоняют, так что будьте бдительны!

 

Мы здесь были! На набережной в поселке Лазаревское.Куда более распространены мелкие кражи из машин – на курорте работают несколько групп «барсеточников». В этом сезоне они используют несколько вариантов, чтобы отвлечь внимание водителя. Первый: на улице жара, окна автомобиля раскрыты, человек за рулем расслабился… Подходит девушка (или компания молодых людей) и задает вопрос – например, как пройти к парку «Ривьера». Пока автомобилист объясняет бестолковым туристам, что он тоже не местный, из салона незаметно исчезают ценные вещи. Второй вариант предусматривает участие красивой девушки, которая вдруг – как раз напротив водительской двери! – вскрикивает и падает на асфальт: подвернула красивая ножку! Конечно, водитель обязательно выскочит, чтобы оказать помощь. Итог – тот же.

 

Посты и засады ГАИ поджидают лихачей на всей трассе.Зато приятно удивило, что в Краснодарском крае считается дурным тоном не пропустить пешехода. Почти как в Европе!

 

Увы, короткий праздник кончился очень быстро…За четыре дня (если точнее – 83 часа) мы проехали 3300 километров и выполнили задание редакции. В Черном море искупались (даже дважды!), посмотрели, как живет главный курорт России, и при этом не нарушали правил дорожного движения. Теперь размышляем: а не отправиться ли туда на самом деле отдохнуть семьями? Все бы хорошо, одна закавыка – трасса М4. На обратном пути нас снова ждали разбитые участки, пробки и отчаявшиеся водители, которые так и норовят выйти в «лобовую»…

 

На чем отправиться на курорт? Конечно, на автомобиле, если вы рассчитываете сэкономить на билетах или планируете проехать вдоль всего побережья. Или – просто не представляете себе отдых без автомобиля!

 

http://www.zr.ru/articles/52655

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Авария под градусом :rolleyes:

Семьдесят тонн спирта могли взорваться в любую минуту

Евгений Ракуль, Ростов-на-Дону

 

"Российская газета" - Юг России №4691 от 25 июня 2008 г.

 

Мощные краны не справились с задачей поднять цистерну.

Вчера в течение всего дня спасатели перекачивали спирт из автоцистерны, перевозившей 70 тонн этой горючей жидкости, которая попала в аварию. Груженный под завязку автомобиль перевернулся на федеральной автодороге М4 "Дон" недалеко от города Каменска-Шахтинского. Пострадавший водитель госпитализирован в ЦРБ города.

 

Как сообщил "РГ" начальник службы ГО и ЧС Каменска-Шахтинского Юрий Плотников, водитель фуры, которая следовала из Северной Осетии в Москву через Ростовскую область, просто уснул за рулем, а машина выехала на встречную полосу, упала в кювет и перевернулась. Прибывшие на место спасатели попытались перевернуть машину при помощи крана, однако выяснилось, что ее общий вес составляет около 100 тонн - с такой махиной им сталкиваться до этого не приходилось.

 

- Цистерна была от железнодорожного вагона, - говорит Юрий Плотников. - Ее кустарным способом приварили к кузову и наполнили спиртом.

 

По словам спасателей, в любую минуту гигантская емкость могла взлететь на воздух, поэтому спирт решено было перелить в водовозки. Для этого потребовалось пять пожарных машин. Во время перекачки жидкости опрокинутую цистерну поливали водой из брандспойтов, чтобы она не нагревалась на солнце.

 

В итоге за спиртом со своими цистернами приехали представители фирмы-экспедитора. Они перекачали "летучее топливо" в свои машины и отправились в пункт назначения. Вопрос штрафа за нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов сейчас решается в районном отделе ГИБДД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Оказывается М4 даже вдохновляет:

 

ДОРОГА К МОРЮ (М4)

 

 

В глаза пульсаром бьёт заря,

Залившая полнеба на востоке.

Сюда дороги тянутся не зря -

По ним машины вылились в потоке.

А вдоль дороги лесополоса,

Простор бескрайних нив, степные зоны,

Идущих вдаль подсолнухов коса

И тополей могучих кроны.

 

И солнца диск всё горячей,

Бездонность неба отражая,

Мне всё знакомей и родней

Кавказ Великий приближая.

Небесный свод лазоревых высот,

И воздух весь пропитанный садами.

Пьянят полынью горные луга,

Видны вершины гор, поросшие лесами.

 

И наконец, явилось то,

К чему душа моя стремилась.

Закончив серпантина взлет,

Даль моря Черного открылась.

Залива синие глаза,

Геленджика дуга шальная,

Лениво плещется волна,

Людей на пляжи созывая.

 

©Липина Александра, июль 2008г.

www.nasledie.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://www.zr.ru/articles/51367/

Дорога на Олимпиаду

Игорь Моржаретто

За рулем №6 2007

01.06.2007

 

Полторы тысячи километров – от Москвы до Краснодара – вместе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным проехал Игорь Моржаретто.

Честно говоря, в своей автомобильной жизни я видел трассы и похуже. Магистраль М4 «Дон» на территории Московской области показывают как образцовую – она тут имеет по три полосы в каждом направлении, разделительный барьер и даже освещение. «Хорошая жизнь» заканчивается довольно быстро – уже в Тульской области дорога сужается до двух полос, причем после странной зимы качество ее, как и всех шоссе европейской части России, оставляет желать лучшего. На «Дону» – сплошные ремонтные работы, то и дело возникают небольшие пробки.

 

По новой развязке на 203-м км магистрали уже открыто движение, но продолжаются «отделочные работы». Впрочем, повторяю, есть федеральные дороги и похуже; М4, видимо, «повезло» – ее уже второй раз за три года не слишком добрыми словами помянул Президент в послании Федеральному собранию. В частности, В. Путин сказал: «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие, являются серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России – почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Согласитесь также: разве можно беспомощно взирать на разрушающиеся мостовые переходы, строительство которых было начато еще в советские годы? Или – спокойно подводить печальные итоги количества ДТП, в том числе с летальными исходами? Например, на такой оживленной трассе, как Москва–Дон, которой, особенно в летнее время, пользуются миллионы людей. Все это абсолютно недопустимо».

 

Здесь, у МКАД, начинается трасса «Дон». В летний период тут проходит около 60 тыс. автомобилей ежесуточно. Увы, подтверждение словам Президента последовало уже через три дня: в Воронежской области тяжелый грузовик буквально смял микроавтобус, 13 человек погибли на месте. Правительство отреагировало на редкость оперативно: в бюджете 2008–2009 гг. предусмотрено 60 млрд. рублей на реконструкцию магистрали «Дон»! Для дорожного строительства в нашей стране – сумма ни с чем не сравнимая. В начале мая по М4 отправился министр транспорта РФ Игорь Левитин, – «ознакомиться с состоянием трассы на всем ее протяжении и ходом реконструкции отдельных участков».

 

ЦЕНА ВОПРОСА

 

Рабочий момент. Министр транспорта РФ И. Левитин показывает, какие участки трассы подлежат реконструкции в первую очередь. По М4 идет грузовое сообщение между центром страны и портами Черного моря, а в летнее время устремляются на юг миллионы отдыхающих. За год по магистрали проходит около 3,5 млн. машин, 70% из которых – легковые. Но есть еще один стимул для немедленного развития «Дона» – российский город Сочи претендует стать столицей Олимпиады-2014, и наличие современных подъездных путей – одно из главных для того условий...

 

Новая технология строительства путепроводов: вместо дорогостоящего тоннеля – прочная гофротруба. Впрочем, будет Олимпиада в Сочи или нет – вопрос сложный, а реальные цифры, которые привел руководитель Росавтодора Минтранса Олег Белозеров, уже впечатляют. Трасса М4 действительно относится к числу самых опасных: за прошлый год здесь случилось 1072 ДТП, в которых погибли 620 человек, а 2515 получили ранения. Дорожное ведомство насчитало на магистрали 166 опасных участков (из которых очень опасных – 45). В первую очередь, это разнообразные перекрестки и примыкания дорог (всего их на трассе 621, из которых 41... несанкционированные!), придорожные рынки и торговые центры. Самые опасные места – в Липецкой и Ростовской областях, хотя и в других пяти регионах таких достаточно; нормативным требованиям соответствует лишь 37% из 1,5 тыс. км автодороги. Да это и не удивительно: в последние годы на содержание российских дорог ни разу не выделялось больше 40% от положенных даже по нашим нормам скудных средств...

 

Современный вахтовый городок строителей ЗАО «Труд» на обходе Богородицка. – Сегодня стоит задача сделать всю эту дорогу четырехполосной, с разделительной полосой по всей ее протяженности, – рассказал министр транспорта Игорь Левитин. – К сожалению, полностью осуществить это мы сможем только к 2014 году. Но уже через два года проведем реконструкцию большей части дороги. Впервые отработаем пилотный проект строительства и реконструкции не отдельных участков (как было всегда), а всей дороги. В будущем такие проекты намечается реализовать и на других федеральных трассах.

 

Платный участок трассы в Липецкой области: большинство водителей выбирают его, а не бесплатную альтернативу. Но перед тем как принять решение о начале работ, надо оценить возможности подрядных организаций, посмотреть, какая помощь нужна от губернаторов, уточнить финансирование объектов. Ведь если в этом году здесь потратят 6 млрд. руб., то через год потребуется освоить уже 30 с лишним! Министр инспектировал не только основные объекты реконструкции, строящиеся мосты, но и придорожную инфраструктуру: состояние автозаправок, съездов; где и как быстро можно организовать пункты оказания первой помощи пострадавшим.

 

А платит за всех сам министр! Кстати, одним из самых интересных для министра оказался единственный на федеральных трассах платный участок дороги – в Липецкой области (обход села Хлевное). Он был запущен еще в 1999 году на основании специального президентского указа. Как утверждают в Росавтодоре, этот участок действует вполне успешно, хотя плату за проезд недавно повысили – до 20 рублей с легковой машины и 40–80 – с грузовиков. Говорят, доходы покрывают все затраты, связанные с эксплуатацией дороги; часть средств даже перечисляется в федеральный бюджет. Большинство водителей действительно выбирают платную трассу, хотя есть и бесплатная альтернативная. Но та дорога проходит через несколько населенных пунктов, и путь оказывается по времени раза в четыре (!) длиннее, в чем ранее убедился автор...

 

Здесь, в районе поселка Новый Мамон, через Дон строят новый мост – дорога пройдет в обход населенного пункта. По этому поводу не мог не задать министру один из самых злободневных вопросов: правда ли, что в ближайшее время на платную основу переведут сразу несколько больших участков М4? О такой инициативе объявили буквально на днях в администрации Московской области...

 

На некоторых участках трассы уже все, как на автобанах за рубежом – даже освещение по ночам.– Я считаю, что федеральные трассы, отреставрированные на бюджетные деньги, переводить на платную основу не стоит, – ответил И. Левитин. – И в обозримом времени речь об этом не идет. Другое дело, что к нам обращаются руководители администраций Московской, Воронежской областей, других регионов и предлагают проекты строительства и реконструкции альтернативных дорог. Если есть равноценная трасса – почему бы не сделать одну из них платной? Это позволит решить проблему с финансированием и вывести дорогу на новый уровень качества. Но платные дороги откроют, только когда будут созданы все условия для скоростного бессветофорного движения, построены современные АЗС, оборудованы удобные стоянки. То есть плата должна взиматься за современный уровень сервиса!

 

Всего же, как полагает Игорь Евгеньевич, в России платными сделают не более 1,5–2% федеральных дорог.

 

ВПЕРВЫЕ… ПО НОРМАТИВУ

 

Три дня мы ехали по трассе «Дон». Честно говоря, сам я уже не раз за рулем преодолевал расстояние от столицы до Краснодара – и получалось куда быстрее! Правда, за эти три дня я столько узнал о дороге «Дон» – ее прошлом (представляете, в начале 60-х она еще была большей частью грунтовой!), настоящем и будущем! Например, впервые в России контроль за качеством дорожных работ будут вести не только в «ручном режиме», но и методом сканирования поверхности со спутников. Или – тут собираются в массовом порядке применить видеонаблюдение за скоростью движения. Еще – именно здесь решили провести эксперимент: а «что будет», если трассу финансировать не на 30–40% от норматива, а на все 80, а то и 100%? Действительно, что? Но для автомобилистов, похоже, на пару лет наступает тяжелый период, ведь на время реконструкции участки дороги будут сужены, а движение – ограничено...

 

А самой трассе «Дон», считайте, тоже крупно повезло – в ближайшие два года основные средства и силы дорожников будут брошены сюда. А от руководителей регионов ждут предложений по новой федеральной программе развития транспортной системы страны – до 2015 года.

 

– Думаю, следующим большим проектом может стать трасса «Урал», – по секрету поделился министр. – Впрочем, есть и другие направления. До сих пор мы занимались лишь реконструкцией существующей дорожной сети, теперь пора подумать о ее развитии.

 

Нам, автомобилистам, тоже кажется, что пора...

 

За два года на реконструкцию трассы «Дон» планируется потратить рекордную сумму – 60 млрд. рублей. Но число пробок пока только прибавится.

 

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ НА АВТОДОРОГЕ М4 «ДОН»

 

Тульская область:

Участки 132–152 км, 152–167, 167–172 (в сторону Москвы) и 144–152, 211–225 км (в сторону Воронежа)

 

Липецкая область:

Подъезд к Липецку

Участки на 330–345 км, 356–359 км

 

Воронежская область:

Подъезд к Воронежу, 492–500 км и 599–616 км

Участки на 623–630 км и 687–696 км

 

Ростовская область:

Участок 1028–1034 км

 

Краснодарский край:

Участки на 1417–1424, 1452–1456, 1490 км

 

Текущий ремонт также проведут на участках:

225–235 км (Тульская область),

375–384 км (Липецкая область),

590–594, 978–982, 1007–1019 (Ростовская область),

1263–1300, 1318–1321, 1442–1452 (Краснодарский край).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

2 Года спустя...

 

131697.jpg

Путешествие: О, море в Гаграх!

Игорь Моржаретто

За рулем №6 2009

01.06.2009

Статью прочитали 5919 раз

Летом по этому маршруту устремятся десятки тысяч автомобилистов, но пока на трассе «Дон» спокойно. В канун сезона отпусков Игорь Моржаретто и Александр Батыру решили проехать от Москвы до самого Черного моря, чтобы оценить плюсы и минусы отдыха на побережье Краснодарского края и Абхазии.

В ПУТЬ!

 

По одометру от столицы России до столицы Абхазии Сухума – 1750 км. Не близко! Но другого, более короткого варианта попасть из средней полосы в субтропики просто нет. Пугают два неизвестных момента. Первый: что происходит на трассе «Дон», где в прошлом году началась масштабная реконструкция? Можно ли сейчас проехать к морю, или придется часами маяться в пробках? Второе: как пересечь границу с Абхазией, какие там могут возникнуть проблемы? Ответы на эти вопросы мы и пытались получить, когда ранним апрельским утром стартовали на юг.

 

Хорошая, современная, почти европейская трасса (не менее чем четыре полосы, разделительный барьер, развязки в двух уровнях) заканчивается на 225-м км, на территории Тульской области. Дальше – две, в лучшем случае три полосы, разбитый после долгой зимы асфальт, колея… Встречаются и новые, реконструированные участки, но их очень мало. В Липецкой, Воронежской, Ростовской областях весной шли большие ремонтные работы, причем в Воронежской области они не прекращались и ночью. Самый тяжелый участок – почти 200 км по Ростовской области от Богучара до Каменска-Шахтинского. И дело не в том, что мешают ремонтники, – проблемы создают гаишники! Дорожники кладут новое полотно параллельно старой дороге; частично шоссе уже функционирует как четырехполосное, но на всем протяжении установлены знаки ограничения скорости «40» и «Обгон воспрещен». И практически на каждом километре дежурит наряд ДПС! За каким-нибудь чадящим КамАЗом выстраивается хвост из десятков автомобилей, но стоит попытаться обогнать грузовик на прямом, ровном участке, инспектор тут как тут! А на вопрос, почему не снимут ограничения даже на готовых участках, отвечают обычно, что, мол, «не сданы участки примыкания со второстепенных дорог». Но вот в соседних областях ограничения можно было снять – и поток движется нормально, а тут средняя скорость движения составила 35 км/ч. Зато все подразделения ГАИ трех районов Ростовской области работой обеспечены!

 

На всем протяжении трассы хорошо налажен придорожный сервис: полно мотелей, кемпингов, кафе, авторемонтных и шиномонтажных мастерских, АЗС и станций, где можно заправиться сжиженным газом. Разница в ценах может быть очень значительной. Так, самый дешевый бензин – в Тульской области: литр А95 здесь стоит 18,5 руб. (цена на конец апреля). В среднем же по трассе литр «девяносто пятого» обошелся в 20 руб. Неприятно удивил город Сочи, где за него просят больше 23 руб.! А пример подает государственная сеть АЗС «Роснефть»: у нее литр 95-го стоит 23,5 руб.!

 

Но в целом дорога вполне «проезжая»: за 15 часов мы добрались до Краснодара (1300 км) и заночевали в мотеле (номер на двоих с душем, телевизором и кондиционером обходится в 1,5 тыс. руб.; в эту сумму входит и оплата стоянки). Для тех, кто стеснен в средствах, есть возможность поспать в машине, остановившись у поста ГАИ.

 

Дальше – 110 км современной трассы до Джубги. Здравствуй, море! Чуть меньше 200 км по захватывающему серпантину, и дорога приводит в Сочи. Прямо – через Курортный проспект – даже не пытайтесь проехать: пробка здесь стоит, кажется, круглосуточно. Лучше обогнуть центр, следуя указателям на Адлер. Дальше искать по указателю «Веселое» пограничный переход. Вот и граница.

 

 

ПОЧТИ КАК ДОМА

 

Россию и Абхазию разделяет почти настоящий пограничный кордон, хотя по обе его стороны живут в основном граждане РФ и валюта в обеих странах одна: российский рубль. Но, тем не менее, постоять придется. В апреле мы потратили тут чуть больше получаса, а летом, говорят, можно загорать и несколько часов. Правда, обещают открыть еще три линии и сократить время ожидания даже в пик сезона до часа-полутора (максимально!).

 

При пересечении границы на личном автотранспорте предъявите водительские права и свидетельство о регистрации ТС; если машина чужая – нотариально заверенную доверенность с правом вывоза транспортного средства за пределы территории РФ. Если автомобиль служебный (как в нашем случае), потребуют путевку и командировочные удостоверения. Впрочем, тщательно проверяют документы лишь на российской стороне. На пограничном посту «Псоу» (уже в Абхазии) оформление занимает считаные минуты: возьмут сбор за временный учет легковых машин (150 руб.) и заставят приобрести местный полис ОСАГО (275 руб.). Кроме того, надо оплатить обязательную страховку иностранных граждан от несчастных случаев: 10 руб. за день пребывания каждого туриста на курорте. С детей до 6 лет денег не берут.

 

А дальше – выбирайте любое место для отдыха! 70 км от границы до Сухума – это лучшие местные курорты: Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон… Лучше, конечно, определиться заранее (или вообще предварительно купить тур), но, в принципе, на улице никто не останется. Кроме большого количества гостиниц, санаториев, пансионатов, турбаз и т. п., есть частный сектор. Причем два главных достоинства отдыха именно в Абхазии – ее уникальная природа и доступные цены.

 

– Мы стараемся держать цены процентов на сорок ниже, чем на Черноморском побережье России, – рассказал председатель госкомитета по курортам и туризму Абхазии Тенгиз Лакербая. – Место в пансионате с трехразовым питанием обойдется в июне в 650–850 руб. в сутки, в июле и августе – в 900–1200 руб. Койка в частном доме у моря – на первой линии! – даже в разгар сезона стоит 200 рублей.

 

Кстати, иностранную валюту везти сюда не нужно: хотя в банках крупных городов есть обменные пункты, курс невыгодный. Так что лучше брать с собой рубли. И еще. В любом курортном городе Абхазии огромное количество самых разных кафе и ресторанов, практически везде кормят очень вкусно и не очень дорого. Блюда национальной абхазской кухни, как правило, острые и соленые. Люди здесь живут доброжелательные, гостеприимные, но очень уж неторопливые: заказ в ресторане можно прождать долго. Местная фишка – кофе по-восточному, который варят практически на каждом углу. Очень рекомендуем!

 

Если вы приехали в Абхазию на машине, старайтесь соблюдать скоростной режим. И дело тут даже не в сотрудниках ГАИ Абхазии, которых на дорогах встречаешь довольно часто, – им дано указание не придираться к водителям автомобилей с российскими номерами (остановят только за серьезное правонарушение). Просто абхазские дороги изобилуют множеством закрытых поворотов, из-за которых может внезапно вылететь навстречу местный «джигит». А еще обычное дело – выехав из-за поворота, упереться в лежащую посреди трассы корову или переходящий шоссе табун лошадей.

 

 

ДЛЯ ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ГРАНИЦУ

 

Переход «Веселое – Псоу» открыт круглосуточно, но есть технический перерыв на российской стороне – с часу до трех ночи. Каждый вторник – санитарные часы с 7.30 до 12.00.

Для пересечения границы необходимо иметь действующий общегражданский паспорт гражданина РФ или заграничный паспорт. Детям до 14 лет – свидетельство о рождении, в возрасте от 14 до 18 лет – еще и паспорт. На детей до 18 лет, если они едут без родителей, надо представить нотариально заверенную доверенность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дальше – 110 км современной трассы до Джубги. Здравствуй, море! Чуть меньше 200 км по захватывающему серпантину, и дорога приводит в Сочи.

 

Ну эт они загнули, фото "современной трассы" выложены в соседнем разделе. Все отличия после зимы - нанесли разметку, увеличилась зона дорожных работ на уч-ке выезд из Адыгеи - Самарское, кое где шлепнули полосами асфальт, который уже пошел буграми.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Республика Адыгея

 

http://geo.1september.ru/view_article.php?id=200801807

 

 

http://s61.radikal.ru/i172/0911/83/6a73c0aff396.jpg

 

6a73c0aff396.jpg

 

4ff0e25b04c4.jpg

4aafcfefc894.jpg

 

Территория — 7,6 тыс. км2

Население — 441 тыс. чел. (2007 г.)

ВРП — 16,6 млрд руб. (2005 г.), на душу населения — 37 504 руб.*

Неофициальное название: Адыгея.

________________________________________

* В среднем по России — 125 774

 

7bc936330e05.jpg

e6acb139f532.jpg

 

Круг, сверху обрамленный надписью «Республика Адыгея» на адыгейском и русском языках. В вершине — красная пятиконечная звезда, с боковых сторон круга — листья дуба и клена, колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой «РФ», над которой изображен национальный стол анэ с хлебом и солью. В середине круга — главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне.

 

247913733cd1.jpg

 

ЛЮДИ, связанные с регионом

Цуг Теучеж** (1855—1940), народный поэт.

Евгений Шварц (1896—1958), драматург.

Тембот Керашев** (1902—1988), писатель.

Меджид Ахеджаков** (р. 1914), театральный режиссер.

Умар Тхабисимов** (1919—1998), композитор.

Вилли Токарев** (р. 1934), певец и композитор.

Лия Ахеджакова (р. 1938), актриса.

Анатолий Березовой** (р. 1942), космонавт.

________________________________________

** Родились в пределах региона.

 

ОБРАЗ РЕГИОНА

Адыгские нарты (произведения народного эпоса), Майкоп — «северокавказский Баку» в начале ХХ в., адыгейский сыр.

 

ПРОБЛЕМЫ, стоящие перед регионом

Низкий уровень жизни населения (доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума — 34%; безработица охватывает 14% экономически активного населения; 2006 г.). Энергетическая проблема (лишь 10% потребностей в электроэнергии обеспечивается за счет собственных мощностей). Этнополитические проблемы (взаимоотношения адыгейской и русской общин, жаркие споры по вопросу возможного воссоединения с Краснодарским краем).

________________________________________

Положение и формирование территории

Территория западного Предкавказья с древности была заселена адыгскими племенами — предками современных адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Адыги первоначально были христианизированы, но с XV в., после падения Константинополя, в регионе распространился суннитский ислам. Часть адыгских племен, оставшихся православными, добровольно присоединились к России в 1557 г. Окончательное присоединение Адыгеи состоялось в 1864 г. после завершения затяжной Кавказской войны. После ее основная часть адыгов переселилась в Османскую империю. С отменой крепостного права в России (1861 г.) началось массовое переселение на Северный Кавказ страдавших от малоземелья крестьян из центральных губерний.

В XIX — начале ХХ в. Адыгея входила в состав Кубанской обл. В июле 1922 г. образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, тут же переименованная в Адыгейскую (Черкесскую) АО, а в 1928 г. — в Адыгейскую АО. Центром автономии сначала был Краснодар, а с 1936 г. — Майкоп. Границы Адыгеи окончательно сложились в 1962 г. после присоединения Тульского (ныне — Майкопского) р-на Краснодарского края. В октябре 1990 г. провозглашена Адыгейская АССР (Адыгея вышла из состава Краснодарского края), в июле 1991 г. — ССР Адыгея, с марта 1992 г. — Республика Адыгея.

Природа

Расположена на Ю Азово-Кубанской равнины и сев. склоне Главного Кавказского хребта. Высшая точка — г. Чугуш (3238 м). В пределах горной зоны выражены куэсты (крупнейшая — Скалистый хр.). Развит карст. Главные полезные ископаемые — нефть и газ — сконцентрированы в равнинной и предгорной частях. Имеются термальные и минеральные воды. Республика полностью лежит в бассейне Кубани по долинам ее важнейших левых притоков — рек Белая, Лаба, Пшиш, Псекупс. На СЗ большие территории заняты водохранилищами (Краснодарское, Шапсугское, Октябрьское). Широко используются подземные воды артезианских бассейнов. Преобладающий тип почв — черноземы. На СЗ — луговые (пойменные) почвы, в предгорьях — серые лесные и дерново-карбонатные, в горах — бурые горно-лесные и горно-луговые. Лесистость — 36% (леса в основном в предгорной и горной зонах). Основные породы — бук, дуб, ясень, граб, клен, сосна; в горах — хвойные леса (пихтовые и пихтово-еловые). Равнины распаханы. Особо охраняемые территории: Кавказский государственный природный биосферный заповедник (1), Шовгеновский и Даховский заказники.

Население

Этнический состав (перепись 2002 г., %): русские (65, в основном в центр. и южн. районах), адыгейцы (24, главным образом на С), армяне (3). Официальные языки — русский и адыгейский. Городское население — 53%. Города (население в 2007 г., тыс. чел.): Майкоп (157, более ? населения республики), Адыгейск (12). В число крупнейших поселений входят пос. Яблоновский (25 тыс.), пос. Энем (18), станица Гиагинская (15 тыс.). Население СЗ Адыгеи совершает трудовые маятниковые миграции в Краснодар. Средняя плотность населения — 57 чел/км2. Наиболее плотно заселены СЗ и окрестности Майкопа. С увеличением высоты заселенность снижается, в горах преобладает очаговый тип расселения по речным долинам. Преобладающие религии — православие и ислам суннитского направления.

Промышленность

(17% ВРП). Отраслевая структура (%): пищевая (48); машиностроение и металлообработка (16); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (15); электроэнергетика (8). По стоимости продукции обрабатывающей промышленности республика занимает 74-е место в РФ. 74% обрабатывающей промышленности сконцентрировано в единственном крупном промышленном центре — Майкопе. Крупные и известные предприятия: Майкопский редукторный з-д «ЗАРЕМ», Майкопский машиностроительный з-д (строительная техника, манипуляторы, лесовозы, металловозы), Майкопский станкостроительный з-д им. Фрунзе, «Картонтара» (Майкоп, производство упаковки), шпагатная ф-ка «Майкопская», Майкопская ГЭС, НПФ «Новтэкс» (Адыгейск, переработка зерна, выпуск хлебобулочных изделий), «Дэрмэн» (Адыгейск, хлебобулочные изделия и восточные сладости), молочный комбинат «Адыгейский» (Майкоп), «Маяк» (Адыгейск, молочные продукты и адыгейский сыр), Южный производственный осетрово-рыбоводный центр (пос. Тлюстенхабль Теучежского р-на).

Сельское хозяйство

(17% ВРП). По стоимости аграрной продукции республика занимает 67-е место в РФ. Площадь сельскохозяйственных угодий — 33%, в том числе пашни — 28%. Структура посевных площадей (2006 г., %): зерновые культуры (46), технические (36), кормовые (10).

Сельское хозяйство специализируется на земледелии, в том числе на орошаемых землях, со специализацией на пшенице, кукурузе, подсолнечнике. Развиты горное садоводство, овощеводство, виноградарство. Восстанавливается культура риса. Животноводство — разведение крупного рогатого скота мясомолочного направления, горнопастбищное овцеводство, птицеводство.

Транспорт

Перевозки внутри республики осуществляются преимущественно автотранспортом. Адыгею пересекают железные дороги Армавир—Туапсе и Краснодар—Новороссийск. Газопроводы Усть-Лабинск—Майкоп (перекачивает тюменский газ) и Невинномысск—Майкоп—Туапсе.

Достопримечательности

В Майкопе: гостиница «Адыгея» (1956 г.), Дом связи (1956 г.), кинотеатр «Октябрь» (1961 г.), Дом правосудия (1966 г.), монумент в честь раскопок кургана Вошада (1971 г.), монумент «Скорбящая мать» (1978 г.), Дом правительства Адыгеи (1988 г.), Национальный музей (1992 г.), монумент «Дружба» (скульптор М. Манизер).

В пос. Каменномостский: узкий (до 3 м) и глубокий (до 45 м) Хаджохский каньон на реке Белой, долина аммонитов. На Ю: Свято-Михайловско-Афонский мужской монастырь (основан в 1877 г.) (2), каменный мост в станице Даховская (1906 г.), древние дольмены.

Многочисленные памятники природы: Даховская пещера, ущелье ручья Руфабго с водопадами, гранитное ущелье у пос. Хамышки, водопад Манькин Шум, валун Казачий камень на дороге Майкоп—Гузерипль, ущелье Мешоко, плато Лаго-Наки (альпийские луга, развитый карст) (3).

 

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

http://www.adygheya.ru/tourism/guard/index.shtml

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Адыгеи – это объекты общенационального достояния, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решением органов государственной власти Российской Федерации и Республики Адыгея они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, и для них установлен режим особой охраны. Республика Адыгея занимает лидирующее положение среди субъектов Российской Федерации по относительной площади особо охраняемых природных территорий, они занимают около 30% территории республики. Уникальные ландшафтные комплексы, исключительное биоразнообразие, обусловленное сложнейшей историей формирования территории, присутствие реликтовых и эндемичных видов растений и животных, наличие широкого спектра горных аналогов природных зон составляют убедительную естественную основу выделения ООПТ.

Система ООПТ республики в основном сложилась вокруг ядра — Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Большинство наиболее крупных (82 % площади всех ООПТ РА) и наиболее ценных резерватов Адыгеи сконцентрировано в южной, горной части республики, где, благодаря общности границ, они образуют единое охраняемое пространство. Это Северный отдел Кавказского заповедника, природный парк «Большой Тхач», «Хребет Буйный», Даховский государственный заказник. Другая, несравненно меньшая часть ООПТ, функционально не связана с заповедником и за исключением двух ботанических заказников — Майкопского и Кужорского, а также охотничьего заказника Шовгеновский представляет собой географически точечные разрозненные объекты: памятники природы и зоны отдыха, выделенные по признаку уникальности или рекреационной значимости.

 

713d061e3cb4.jpg

e6456e361ed7.jpg

2ba07a5b9ad1.jpg

172e85bd9fe5.jpg

0079b540e177.jpg

45a2901f8014.jpg

5dc4825d64cd.jpg

 

0d6418ede7cc.jpg

Pис. 5. Схема расположения особо охраняемых природных территорий Республики Адыгея. 1 – Северный отдел Кавказского государственного природного биосферного заповедника. 2 - Природный парк «Большой Тхач». 3 - Майкопский ботанический заказник. 4 – Кужорский ботанический заказник. 5 - Даховский государственный заказник. 6 - Шовгеновский государственный заказник. 7 - Памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». 8 - Памятник природы «Верховья реки Цица». 9 - Памятник природы «Хребет Буйный». 10 - Памятник природы «Долина реки Руфабго». 11 - Памятник природы «Гранитное ущелье». 12 - Памятник природы «Полковницкая Балка». 13 - Памятник природы «Хаджохская теснина». 14 - Памятник природы «Гора Монах». 15 - Памятник природы «Роща медвежьего ореха». 16 - Памятник природы «Казачий камень». 17 - Памятник природы «Дуб долгожитель». 18 - Памятник природы «Посадка бархата амурского». 19 - Памятник природы «Дуб араксинский». 20 - Памятник природы «Родник солдатский». 21 - Памятник природы «Зона отдыха Центральная». 22 - Памятник природы «Зона отдыха Дальняя». 23 - Памятник природы «Зона отдыха Сухой Келермес». 24 - Памятник природы «Зона отдыха Медовая». 25 - Памятник природы «Зона отдыха Берёзовая роща». 26 - Памятник природы «Родник Природный». 27 - Памятник природы «Родник у мельницы». 28 - Памятник природы «Родник Блечепсин». 29 - Памятник природы «Родник Ходзинский». 30 - Памятник природы «Лесопарк Юбилейный». 31 - Памятник природы «Урочище Псекупское». 32 - Памятник природы «Даховская пещера».

Отдельно о Лаго-Наки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%...%B0%D0%BA%D0%B8

http://www.lagonaki.org/

http://www.lagonaki-info.ru/

 

*фото разных авторов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

есть несколько вопросов

 

(создавал тему в auto.ru, но там похоже только летом по этой дороге ездят)

 

1. в каких местах сейчас от Мск до Ростова идут ремонтные работы?

2. где сейчас пункты сбора дани, сколько их и сколько стоит?

3. открыли ли развязку Миллерово-Вешенская?

4. раньше в Верхнем Мамоне на старом участке дороги была куча кафе. Потом открыли объездную, и кафе остались на старом участке. Работают ли они сейчас на старом участке, есть ли смысл заезжать туда похавать? Или лучше где-нибудь в Лосево, Павловске? Знаю что некоторые автобусы до сих пор через Мамон по старой трассе ездят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

2. где сейчас пункты сбора дани, сколько их и сколько стоит?

Пока обдин платный участок - обход Задонска+Хлевного - стоит 55р.

Пункты сбора дани в начале и в конце :), при выезде надо преъявить чек.

Изменено пользователем Tolik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ездили на праздники, какой то ппц творится на новых въездах на платках, всего 6 кабинок явно недостаточно, в итоге суммарно простояли на оплату туда в час ночи 35мин, обратно 50 мин, фото видео выложу позже

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...