Перейти к содержанию
Авторизация  
Crusandr

Дороги Подмосковья: большие проекты и тонкая настройка (2)

Рекомендуемые сообщения

Вторая часть моего интервью газете «Ежедневные новости. Подмосковье» (начало тут). Во второй части поговорим о самых тяжелых заторах Подмосковья, методике их устранения, безумных тарифах на трассе М-11 и наших проектах, которые планируется реализовать в 2016-2017 гг.

 

660032_original.jpg

 

- Какие точки на дорожной карте Подмосковья вы считаете наиболее проблемными?

 

Во-первых, серьезные проблемы с пробками есть в крупных городах-спутниках, особенно в ближнем пригородном поясе до 20 км от МКАД – Красногорске, Химках, Мытищах, Королеве, Балашихе, Люберцах, Подольске, Одинцово. На схеме ниже это обведенная красным зона "реальный город", еще ее называют ядром сплошной урбанизации.

 

695541_original.jpg

 

Все 90-е и нулевые годы эти города безудержно застраивались многоэтажками без развития дорог и общественного транспорта, без строительства парковок. Сейчас мы пожинаем плоды тех градостроительных ошибок, граничащих с градостроительными преступлениями. И области, и муниципалитетам предстоит еще много работы по их исправлению.

 

Во-вторых, серьезные пробки на большей части радиальных магистралей, прежде всего на ближайших к Москве участках. Я бы выделил Ярославское шоссе, Щелковское шоссе, Горьковское шоссе, Носовихинское шоссе, Егорьевское шоссе, Октябрьский проспект в Люберцах, М5 «Урал» в районе Октябрьского и Островцов, продолжение Варшавского шоссе в Подольске (улица Кирова, проспекты Ленина и Юных Ленинцев), Можайское шоссе от Трехгорки до МКАД и в городе Одинцово, Волоколамское шоссе в Красногорске, Ленинградское шоссе от МКАД до Шереметьево-2.

 

Как видим, из 11 самых проблемных направлений 7 находятся в восточном от МКАД секторе. Причины – недостаточная ширина проезжей части, «бутылочные горлышки», трассировка через населенные пункты, маятниковый спрос.

 

В-третьих, серьезные заторы образуются практически на всех ж/д переездах, особенно нагруженных направлений. И не только из-за плотного графика движения поездов (а на многих направлениях шлагбаум открыт не более 10 часов в сутки, причем в основном ночью), а еще потому что РЖД и другие владельцы содержит переезды просто в безобразном состоянии.

 

 

694701_original.jpg

Именно проблему переездов область решает комплексно и последовательно, занимаются повышением связности и Москва, и федеральные дорожники (см. "Мосты через ж/д в Москве и Мособласти к 2020 г.") Но таких строек – десятки, а переездов – сотни. И если мы хотим решить эту проблему в обозримом будущем, необходимо заставить, принудить РЖД и других владельцев переездов срочно их выровнять и обустроить, обеспечив скорость движения хотя бы 40-50 км/ч. Кстати, это повысит и безопасность переездов: сейчас, постояв в пробке полчаса, водители уже не очень-то смотрят на сигналы и шлагбаумы.

 

- Можно ли решить эти вопросы нестандартным путем, без строительства дорог? Например, изменив дорожную разметку?

 

- Практика показывает, что 80% дорожных проблем можно решить или сильно облегчить локальными мерами. И лишь 20% проблем требуют серьезных вложений, тоннелей эстакад и развязок.

 

Должен отметить, что в Московской области крупные объекты дорожного строительств выбраны очень верно: они строятся именно в тех 20% случаев, где локальными мерами ничего не выжать. Но надо понимать, что каждый такой объект стоит миллиарды и строится 2-3 года, иногда дольше. А есть еще сотни и тысячи мест, где проблемы подчас столь же серьезны, людей они волнуют, раздражают, жить мешают, но миллиардов на их решение пока нет. Устранить их как раз и поможет наш адресный и одновременно комплексный подход.

 

В чем он заключается? В том, чтобы «выжать» из каждого проблемного места все возможное, как можно скорее и дешевле. По срокам и стоимости выделю 5 этапов оптимизации дорожного движения.

 

Первый этап: светофорное регулирование. У большинства светофоров колоссальный потенциал оптимизации.

695167_original.jpg

 

Методы: добавление поворотной стрелки и вызывной кнопки для уменьшения пустующих фаз; установка разных программ работы по времени суток; синхронизация соседних светофоров, «зеленая волна» - все это позволяет «разрулить» пробки, казавшиеся вечными. Пример -  Каширское шоссе с Белокаменным и Володарским шоссе.

 

Регулировка светофора - самый недорогой и быстрый путь оптимизации движения. Стоимость одного адреса от 5 до 100 тысяч рублей, сроки от 3-х дней до 3-х месяцев.

 

Второй этап: изменение дорожных знаков и разметки. В дорожной разметке таится ничуть не меньший потенциал, чем в светофорах. Упомяну лишь о нескольких любимых методах.

 

За счет сокращения ширины полос с 4-5 метров до допускаемых ГОСТами 3-3,25 м мы получаем возможность добавить отдельный ряд для левых и правых поворотов без уширения проезжей части. Это не просто повышает пропускную способность прямого направления в 1,5-2 раза, но и позволяет добавить новые направления (развороты и левые повороты), сокращая перепробеги без ущерба для движения.

636067_original.jpg

 

Отличные результаты показала направляющая разметка. Если едущие прямо остаются в своих полосах, а перестраиваться должны лишь поворачивающие налево и направо, это повышает не только безопасность, но и скорость движения.

635893_original.jpg

 

Очень хорошие результаты дает прикрытие выездов островками безопасности.

 

Стоимость мероприятий этой группы - от 50 тысяч до 1 миллиона рублей за адрес, сроки от месяца до года.

 

Третий этап: установка нового светофора. Обеспечивает и безопасность, и справедливый, регулируемый доступ к дороге каждому направлению. Многие водители не любят светофоры, но в большинстве случаев, если их нормально настроить, они не только не создают пробки, но порой даже ускоряют движение, например облегчая левые повороты. Стоимость «осветофоривания» одного перекрестке от 2 до 10 млн. рублей, сроки до 2-х лет (хотя в экстренных случаях, бывает, их ставят и за неделю).

 

Четвертый этап: локальные уширения в зоне перекрестков. Когда ряды сузить нельзя, единственный выход – уширять проезжую часть, добавляя лево- или правоповоротные полосы перед перекрестком. Достаточно длины 100-200 метров, всю дорогу расширять не обязательно.

Плохо Хорошо
126629_original.jpg 127718_original.jpg

 

Примерная стоимость на 1 адрес от 3 до 30 млн. рублей, сроки до 2-х лет.

 

Наконец, пятый этап: строительство новых проездов, дорожных связок. Тем самым мы снижаем перепробеги, создаем альтернативные маршруты, разгружаем забитые соседние участки и наполняем малоиспользуемые тупиковые. В Москве по нашим предложениям созданы десятки таких связей (см. "Устранение дорожных парадоксов"). Некоторые из них позволили сэкономить городу миллиарды, сделав ненужным строительство 3-4-х эстакад.

 

Стоимость от 3 до 200 млн. рублей, сроки 2-4 года.

 

- А как узнать, куда обращаться по проблемам на конкретной дороге Московской области?

 

- В области больше 100 владельцев дорог федерального областного и муниципального уровня. Постарался расписать это подробнее в статье «Кто отвечает за дороги Подмосковья». Если не разобрались, ответственный «дорожный» орган власти – Главное управление дорожного хозяйства Московской области (ГУДХ МО). Надеюсь, рано или поздно для удобства жителей в Подмосковье будет создан дорожный портал обратной связи, с помощью которого о яме можно будет сообщить за 2 минуты, причем информация уйдет исполнителю напрямую.

 

532784_original.jpg

 

- Бюджетных денег на возведение дорожных объектов не всегда хватает. Как вы относитесь в государственно-частному партнерству в этой сфере? И каким, на ваш взгляд, должен быть подход к этой работе, чтобы конечный продукт не возмущал целевую аудиторию, как это произошло с трассой М11?

 

- Ситуации с М-11 запредельная, настоящее частно-государственное грабительство Не знаю, чем руководствовался концессионер, назначая цены, но 95% автомобилистов таких денег себе позволить не могут. Это вызывает у людей чувство острой несправедливости. А справедливость – та ценность, за которую русский человек порой готов на все, и когда она под угрозой, это может иметь самые печальные последствия.

 

Поведение Северо-западной концессионной компании выглядит социально-безответственным, издевательством над людьми и здравым смыслом. Причем эти господа не торопятся исправляться и после того как за снижение тарифов выступил губернатор Воробьев, Генпрокуратура и даже президент Путин.

 

Несмотря на все это, я отношусь к ГЧП положительно. Однако модель ГЧП, конечно, нужно менять, вносить изменения в закон о платных дорогах.

- Платными можно делать лишь новые дороги, а не расширяемые существующие.

- Работы должны выполняться действительно на частные деньги. А не как с М-11, где больше 50% затрат понесло государство, а «частный инвестор» потратил меньше, причем и эти деньги взял под нерыночный, секретный, низкий процент в государственном банке. То есть фактически все деньги государственные. И эта схема сейчас выдается за частные инвестиции!

- Не должно быть гарантий государства о возврате средств инвестору при любом раскладе. С М-11 такие гарантии привели к тому, что инвестор оказался просто не заинтересован в потоке транспорта, который повысил бы окупаемость: легче держать дорогу пустой, не чистить ее и не ремонтировать: все равно государство деньги вернет. Вот если инвестор будет понимать, что снижением цен вдвое он увеличит поток в 10-20 раз и тем самым все-таки окупит вложения, он будет заинтересован снизить тариф и обеспечить загрузку.

- Оплата должна быть удобной! Нужен единый транспондер при оплате любой платной дороги в России. Никакой проблемы сделать биллинг нет. Единственная причина кучи транспондеров, которые впаривают водителям – жадность операторов платных дорог, план по продажам. Кроме того, должна быть доступна оплата по системе электронного кошелька. 1 раз купил транспондер, положил на счет 1000 рублей – и ездишь где хочешь, деньги хранятся и списываются только за поездки, без любимой концессионерами абонентской платы за транспондер. Только это стимулирует приобретение этих устройств и уменьшит пробки у шлагбаумов.

- Пожалуй, главное: плата должна быть такой, чтобы большинство автомобилистов могли себе ее позволить. Если  говорить про М-11, справедливый тариф до Шереметьева должен быть не выше 100 рублей, до Зеленограда 150 рублей, до Солнечногорска 200 рублей. Естественно, со скидками при оплате транспондером. Это те цены, которые будут посильны большинству.

 

- Какие интересные проекты, инициированные вами, ждут жителей Подмосковья в 2016 году?

 

- Мы договорились с Мосавтодором и Главным управлением дорожного хозяйства, что в нынешнее сложное время мы не только не снизим объемы оптимизации движения, но и нарастим их. Причем в этом году большинство объектов будут комплексными, то есть будут охватывать сразу несколько перекрестков.

 

575672_original.jpg

 

Первое на очереди - Лихачевское шоссе и окрестности. Проекту реконструкции 10 лет, и пока шла стройка, возникли новые точки притяжения, новые пешеходные маршруты, новые остановки, которые в проекте не были учтены. И сейчас и к властям, и к нам идут обращения жителей, где люди благодарят власти за новое шоссе и одновременно просят провести «работу над ошибками». Сейчас занимаемся этим вместе с Мосавтодором, ГИБДД и администрацией Долгопрудного, надеемся реализовать уже в 2016-м году большую часть предложений людей по пешеходным переходам, остановкам и поворотам. Реализация обойдется совсем не дорого и позволит придать этой новой магистрали «человеческое лицо». Вчера состоялась первая рабочая встреча в Долгопрудном с участием ГУДХ, Мосавтодора, администрации города, ГИБДД, активных жителей, большая часть предложений принята за основу, скоро будет подготовлен план-графи реализации.

 

Следующее на очереди – Волоколамское шоссе в Красногорске. Его жизненно необходимо «протягивать» как в Москву, так и в область, начиная от Речной улицы и до Опалихи. Уже готов пакет предложений по 9 перекресткам, причем на 6 из них уширения не нужны вообще, а на перекрестке с Речной достаточно подрезать островки безопасности, чтобы обеспечить проезд прямо по 3 полосы в каждую сторону.

 

Очень ждут реализации наших предложений жители Подольска. Южный обход решит многие проблемы, но не все: радиальная магистраль в продолжение Варшавского шоссе перегружена на всем протяжении, не случайно ее планируют реконструировать в ближайшие годы.

 

В прошлом году мы подготовили пакет по переразметке с 6 полос на 7 улицы Кирова, а в этом еще по нескольким узлам на проспекте Ленина и Юных Ленинцев, где дорога уже и разметкой вместо 4-х полос можно сделать 5.

 

В Люберцах мы попробуем теми же средствами протянуть Октябрьский проспект, уже проработали 5 адресов, в проектировании еще 7.

 

По Серпухову мы подали 2 предложения по безопасности: перекрестки Московского шоссе и Новой улицы, Борисовского шоссе и Окского требуют срочной установки светофоров.

 

Надеемся, удастся сделать и 2 уширения на Пристанционной улице в Ступине, чтобы окончательно победить на нем пробки. Есть предложения по Егорьевскому шоссе, транзитной магистрали в Раменском, другим местам.

 

Все это уже подано в Мосавтодор, будем добиваться рассмотрения и реализации по максимуму в 2016-м. Что не успеют сейчас, перейдет на 2017-й. Все предложения постепенно опубликую в блоге.

 

Мы работаем не только с областными, но и с федеральными и муниципальными дорожниками. В этом году федеральные дорожники из ФКУ «Центравтомагистраль» при открытии обхода Тарасовки частично реализовали наше давнее предложение, организовав проезд в 3 полосы от обхода Тарасовки до поворота на Пушкино и Ивантеевку.

 

Серьезные надежды возлагаю на пакет предложений по трассе М-5 «Урал», который мы подготовили еще в 2015-м и который «Центравтомагистраль» также обещала реализовать. От слияния со Старорязанским шоссе до Москва-реки 10 светофоров, которые работают вразнобой. Если их режимы синхронизировать по нашему предложению, всех проблем это не решит, но хотя бы сократит длину пробок и длительность часов пик, а скорость увеличит. Дальше можно будет со спокойной совестью ждать строительства обхода Октябрьского и Островцов.

 

Поработаем и с местными дорожникам: например, перекресток Можайского шоссе и ул. Говорова в Одинцове, собирающий рекордные пробки, находится в ведении городской администрации.

 

Наконец, сейчас активно добиваюсь строительства южного обхода Фирсановки и Лугинино в Солнечногорском районе.

524910_original.jpg

Это позволит не только обеспечить нормальный проезд транспорта с новой эстакады, но и убрать транзит в 3-5 тысяч автомобилей в сутки с 4-5 метровых проездов в жилой зоне, где гуляют дети. Если этого не сделать быстро, есть риск получить транспортный коллапс и серьезнейший общественный резонанс в одном флаконе.

 

- Что-нибудь скажете в завершение?

 

- Меня иногда спрашивают, «как мы дошли до жизни такой», в чем наш интерес и почему удается решить проблемы, которые никто не мог сдвинуть с места годы и даже десятки лет. Ответ - в неравнодушии проекта и его участников. Нам очень близок девиз десантников: «Никто, кроме нас». Увидел проблему – добивайся ее решения, убеждай, пробивай везде где можно, пиши снова и снова. В первый раз проигнорируют, во второй задумаются, на третий реализуют. Следующую проблему устранят со второго раза, затем с первого, а на четвертый раз сами пригласят и попросят помочь.

 

Миссия ликвидировать пробки в Подмосковье – выполнима. Пусть не сразу, но за несколько лет львиную долю проблем решить и облегчить можно. Дорогу осилит идущий.

 

 

 

Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

 

Читать дальше в ЖЖ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...