Перейти к содержанию
Авторизация  
Crusandr

ЦОДД: светофорно-русский словарь

Рекомендуемые сообщения

В любой сфере есть официальная терминология, а есть рабочий сленг. Люди, профессионально занимающиеся настройкой светофоров - не исключение. Некоторые наши термины вам покажутся забавными, другие могут оказаться полезными.

 

Радуга

Светофорная радуга - такая неисправность светофора, когда постоянно горят или мигают несколько сигналов - желтый с красным, красный с зеленым или все три сразу. В общем, ничего хорошего, надо скорее исправлять. Увидели такое – звоните в контакт-центр (+7 495) 539-54-54. К счастью, такое случается редко.

726101_original.jpg

 

На желтом или на черном?

«Светофор на желтом» – значит, в режиме желтого мигания. Этот режим бывает как аварийным, так и назначенным. Например, ночью в желтое мигание переводят большинство светофоров на малонагруженных перекрестках.

726487_original.jpg

 

А вот когда «светофор на черном», никакие сигналы не работают вообще. Такое бывает, если светофор еще не подключен к сети или предназначен к сносу. Ну или в результате аварии в сети. Например, в день «московского блэкаута» в середине 2000-х не работало большинство светофоров в городе.

726652_original.jpg

 

«Чебурашка»

Так мы иногда называем светофор сразу с двумя поворотными секциями. Немного похож, не правда ли? :)

727035_original.jpg

 

«Гусь»

Это Г-образная консоль для установки светофора над проезжей частью.

727054_original.jpg

 

Секреты светофорного цикла

Чтобы объяснить некоторые обиходные слова, придется немного ознакомить вас с понятиями «светофорный цикл», «фаза», «такт».

 

Светофорный такт – время работы определенной комбинации светофорных сигналов.

Бывает основным и промежуточным. Основной такт для едущих и идущих – это горящий им зеленый, который заканчивается зеленым мигающим. А промежуточный такт – желтый сигнал. Промтакт запрещает движение и нужен для того, чтобы выехавшие на перекресток успели завершить маневр. С других сторон в это же время тоже горит промтакт, но другой - красный с желтым. Обычно длина промтакта 3-4 секунды. Но если перекресток широкий, его делают длиннее, тогда все время более 4-х секунд горит «кругом красный».

 

Что же тогда светофорная фаза? Очень просто: фаза как раз состоит из основного и промежуточного тактов. Обычно на схемах рисуют именно фазы, а составляющие их такты указаны в таблицах. А светофорный цикл – это последовательность всех фаз.

 

Цикл изображают с помощью графики и таблиц.

Графическое изображение цикла называют схемой пофазного разъезда. Короче – «пофазник» или «пофаз». Так сказать, разрешенные направления, вид сверху.

727329_original.jpg

В таблицах пишут времена основного и промежуточного тактов, время цикла. Это называется «повременная программа работы светофора», сокращенно «повремянка». Таких программ может быть и несколько для разного времени суток и дней недели, в этом случае указывают еще и время действия программы.

 

727743_original.jpg

 

Полнопешеходная фаза

Это когда все машины стоят на красный, а все пешеходы идут на зеленый.

728000_original.jpg

 

Просочиться на перекрестке

Если вы не можете повернуть свободно даже на свой зеленый, а вынуждены сначала пропустить встречный транспорт, такой маневр называется «левый поворот на просачивание».

 

Просочиться через 1 полосу не так сложно, но когда их 2 или 3, это порой становится нетривиальной задачей. А скажем, в статье «Смертоносная простота» рассмотрен перекресток в Санкт-Петербурге, где при повороте на просачивание водителям надо пропустить не только встречные машины, но и встречные и попутные трамваи и пешеходов. Конфликтных точек целых 43 штуки!

728282_original.jpg728486_original.jpg

 

«Веер»

Веерная фаза – когда с какого-то направления разрешено свободное движение сразу прямо, налево и направо.

728784_original.jpg729677_original.jpg

 

Три «режимных» понятия

Локальный режим (он же «локал») означает, что светофор управляется контроллером, находящимся непосредственно рядом с ним. При этом в светофор (если позволяет контроллер) может быть залито хоть 10 программ для разного времени суток, но чтобы изменить время или порядок фаз, нужно каждый раз обязательно выехать на место и перенастроить контроллер. Это базовый режим, который предусмотрен на каждом светофоре, например, на случай неполадок.

 

Адаптивный режим («адаптива») - это когда несколько рядом расположенных светофоров объединены в куст и сами регулируют длину фаз в зависимости от интенсивности движения. Плюс этой системы в гибкости: предполагается, что светофоры за счет датчиков сами себя настроят оптимальным образом в зависимости от интенсивности. Правда, если адаптивный режим не очень хорошо проявляет себя и по каким-то причинам протягивает проблемные направления недостаточно, вручную  его быстро настроить нельзя.

 

Координированный режим («координация») – это когда светофор не только связан с соседними, но и подключен к единой системе управления и может быть дистанционно управляем. В отличие от «адаптивы», его можно гибко и оперативно настраивать из ситуационного центра, меняя время фаз без выезда на место и сразу оценивая результат по камере. Естественно, программ работы для разного времени суток и дней недели в этом случае может быть вообще сколько угодно.

 

Свой сленг есть и у организаторов дорожного движения, занимающимися дорожными знаками и разметкой. Скажем «лысый» и «крест» - это не клички, а обиходные названия для  знаков 3.2 и 3.27.

729195_original.png729361_original.png

Но об этом в другой раз, если наберется материал.

 

 

 

Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

 

Читать дальше в ЖЖ

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для меня ничего нового, ну может кроме "чебурашки", но вдруг кому пригодится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 


Скажем «лысый» и «крест» - это не клички, а обиходные названия для  знаков 3.2 и 3.27.

Это с каких это пор "бублик" стал "лысым"? :)


А еще бывает "чебурашка в галстуке":

cOrau.jpg

 

Ну или как обозвать трамвайный светофор?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это с каких это пор "бублик" стал "лысым"? :)

А еще бывает "чебурашка в галстуке":

Ну или как обозвать трамвайный светофор?

Всегда был "лысым". "Бублик" - это уже народное творчество )

Чебурашка в галстуке - зачетно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...