Перейти к содержанию
Авторизация  
Crusandr

Как надо решать проблему ж/д переездов

Рекомендуемые сообщения

Железнодорожные переезды в одном уровне с дорогами давно стали серьезной проблемой и одним из самых "больных" дорожных вопросов для автомобилистов. К сожалению, системно в стране этим вопросом никто не занимался и не занимается. В статье Пробок.нет анализирует вопрос и предлагает свои методы решения.

 

791709_original.jpg

 

В чем проблема?

 

1. Тысячи ж/д переездов по стране собирают огромные пробки

Причин тому много. Из-за ужасного состояния большинства переездов скорость движения не более 5-10 км/ч, при большей скорости разбитые переезды просто убивают подвеску. На магистральных ж/д путях из-за высокой интенсивности движения поездов шлагбаум закрыт большую часть времени. Еще из-за особенностей системы сигнализации шлагбаумы после прохождения поезда открываются не сразу после. Ну и наконец, проезд ж/д путей за крайне редкими исключениями осуществляется в 1 полосу в каждую сторону!

 

2. Проблемы с безопасностью движения

791955_original.jpg

Каждый год в ДТП на переездах гибнет до 100 человек, сотни получают ранения. Причина: значительная часть переездов не оборудована светофорами, шлагбаумами и УЗП (устройствами, заграждающими переезд). Обустройство регулируемого переезда шлагбаумом и УЗП снижает риск ДТП на переезде в 15-20 раз: в 2010 г. всего 4 ДТП (1,5%) произошло на оборудованных переездах, а на необорудованных - 256 ДТП (98,5%). На 2010-й год лишь 2352 (21%) оборудованы шлагбаумами и УЗП, 8896 (79%) - не оборудованы. Однако никакой системной работы в этом направлении не ведется: в год шлагбаумами и УЗП оборудуются 20-30 переездов, такими темпами работы еще лет на 200.

 

2-21-2

 

3. ОАО "РЖД" закрыло более 4000 ж/д переездов за 15 лет!

В 1995 году на железных дорогах страны насчитывалось 15397 переездов, а в 2010 году их осталось всего 11248. Лишь в 211 из 4149 случаев закрытие переезда произошло в связи со строительством путепровода в разных уровнях. Результат: если в 1995 г. среднее расстояние между переездами составляло 5 км, в 2010 году – 8 км, а в Сибири и на Дальнем Востоке 20–30 км и более. Само собой, значительно выросла нагрузка на оставшиеся переезды и их износ.

 

4. Неопределенная ответственность за состояние переездов

Сами ж/д пути, асфальт между ними и 10 метров от края путей принадлежат не дорожникам, а владельцу путей и должны содержаться и ремонтироваться им же. Но никакого единого реестра переездов и их владельцев нет; куда обращаться за ремонтом в каждом случае, неизвестно. В результате дорожникам в ответ на обращения граждан либо приходится отвечать отписками ("переезд не наш, сами отремонтировать не можем, чей он - не знаем"), либо в острых случаях, ремонтировать переезд самим, фактически из альтруизма и используя средства нецелевым образом.

 

5. Нет эффективных мер принуждения владельцев к ремонту

4

Даже если владелец переезда известен, заставить его отремонтировать пути крайне сложно. Казалось бы, ГИБДД имеет право массово применять статью 12.34 КоАП (штраф до 300 тыс. рублей) к владельцам переездов, заставляя их содержать в нормативном состоянии. Однако в соответствии с разъяснением Верховного суда зона ж/д переезда не считается проезжей частью, поэтому ГИБДД не может применять этот штраф, а вынужден обращаться в прокуратуру. Нечего и говорить, что прокуратуре подобные дела совершенно неинтересны. Таким образом, процедура принуждения владельцев к ремонту переездов не отработана и применяется крайне редко в ручном режиме и по индивидуальной процедуре.

 

6. Требования к состоянию переездов размытые и мягкие

В основном нормативном документе СП 119.13330.2012 «Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95» допускается отклонение по уровню дороги от рельсов на переездах, где «временно разрешено движение» (т.е. фактически на всех) до 20 мм при скорости до 15 км/ч, до 10 мм при скорости 15-25 км/ч, до 6 мм при скорости более 25 км/ч. Таким образом, железнодорожникам, не желающим ремонтировать переезд, достаточно поставить знак «10 км/ч» вместо проведения ремонта.

 

В чем же причина такого небрежного подхода властей к переездам?

Дело в том, что в федеральных нормативных документаХ практически все ж/д переездов вообще считаются временными и подлежат ликвидации! СП 119.13330.2012 вообще предписывает почти все переезды заменить на эстакады и фактически запрещается создавать новые и реконструировать существующие. Все нынешние переезды существуют «на птичьих правах», что хорошо видно в формулировках:

9.1 Пересечения новых линий и подъездных путей с другими железнодорожными линиями и подъездными путями, трамвайными, троллейбусными линиями, магистральными улицами общегородского значения и скоростными городскими автомобильными дорогами, а также с автомобильными дорогами всех категорий должны устраиваться в разных уровнях. В одном уровне могут устраиваться переезды на станциях и в населенных пунктах, предназначенные для проезда пожарных машин и машин аварийных служб, нормально закрытые для общего пользования при условии соблюдения требований безопасности и обеспечения видимости согласно СП 34.13330.

При модернизации действующих железных дорог существующие переезды в одном уровне подлежат переустройству с заменой на путепроводы или закрываются, с отведением автодорог к пропуску через совмещенные искусственные сооружения на железной дороге.

Временное сохранение автодорожных переездов в одном уровне на действующих железнодорожных линиях и подъездных путях допускается с разрешения железнодорожной администрации, при согласовании с местными органами власти на период до проведения работ по модернизации железной дороги.

Категорически запрещается постоянное сохранение действующих автодорожных переездов на железных дорогах с организованным пассажирским движением или если интенсивность движения в отдельные периоды года может превышать 50 поездов в сутки.

 

А «О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)» оставляет железнодорожникам право вето, которое ими практически всегда и используется.

 

Кто и зачем продавил все это? Очевидно, здесь поработало мощное железнодорожное лобби, которое воспринимало и будет воспринимать все переезды как обуз. Сама идея превратить все переезды в эстакады красивая, ее можно даже подать как заботу о безопасности и удобстве людей. Вот только она полностью оторвана от реальности и экономических возможностей страны! Судите сами: в стране более 10 тыс. переездов на дорогах всех уровней, в том числе около 1000 в Московской области. Средняя стоимость одной эстакады 2 млрд. рублей. Так что строительство 11 тыс. путепроводов вместо переездов по всей стране обойдется в фантастическую сумму в 22 трлн. (!) рублей в текущих ценах, в том числе 2 трлн. в Московской области. При нынешних темпах финансирования - а из бюджетов всех уровней в стране на эти цели выделяется едва ли 100 млрд рублей в год - на решение проблемы потребуется аж 200 (двести) лет!

 

Выводы неутешительны. Хозяева переездов, железнодорожники, хорошо устроились: сохраняют анонимность и не заботятся о них, а их почти никто не беспокоит (ни ГИБДД, ни дорожники, ни другие надзорные органы, ни жители). Часть переездов вообще бесхозяйные, владельцев нет, хотя пользователи ж/д есть. С ними также ничего сделать нельзя. По нормативам, пролоббированным железнодорожниками, никто «никому ничего не должен»: реконструкция старых переездов не допускается, а новые переезды открывать фактически запрещается. Вложений в безопасность переездов почти нет - они ведь считаются временными. В общем, на уровне государства системный и комплексный подход к переездам отсутствует.

 

Решения

Конечно, необходимо наращивать строительство эстакад вместо переездов в одном уровне, тратить на это не 100, а 300-500 млрд. рублей в год. Но пока вопрос финансирования не решен, надо честно признаться себе, что в год по всей стране удается строить не более 50-60 таких эстакад. И если мы хотим проблему нескольких тысяч проблемных переездов решить не через 200 лет, а хотя бы через 10-15, плотную работу нужно вести еще как минимум по 5-ти направлениям уже сейчас.

 

1. Обеспечить надлежащее содержание имеющихся переездов их владельцами, чтобы покрытие позволило проезжать его на скорости хотя бы 30-50 км/ч вместо 5-10.

791101_original.jpg

 

2. Усовершенствовать сигнализацию переездов таким образом, чтобы шлагбаум открывался в течение 2-3 секунд после прохождения последнего вагона.

790817_original.jpg

 

3. Восстанавливать переезды, закрытые в 90-е и 2000-е. Оперативно открывать новые переезды там, где это необходимо для снижения перепробегов, создания транспортных связей и разгрузки соседних переездов.

791308_original.jpg

4. Увеличивать рядность переездов, где имеются серьезные затруднения в движении с обеспечением проезда, с 1 до 2-3 полос в каждом направлении (в зависимости от интенсивности движения по УДС и ж/д).

790771_original.jpg

 

5. Оборудовать нерегулируемые переезды светофорами, шлагбаумами и УЗП для повышения безопасности движения.

790320_original.jpg

 

1. Надлежащее содержание существующих переездов

Составляющие проблемы:

- Анонимность владельцев, неизвестность контактов должностным лицам и жителям

- Неизвестность нормативов по отклонению рельсов от дорожного покрытия

- Неопределенность процедуры понуждения владельцев к надлежащему содержанию

 

Решение:

1. Провести инвентаризацию всех ж/д переездов Московской области, собрав данные по владельцам каждого из них. Это касается и региональных, и федеральных, и местных дорог.

2. Полученные данные, включая контакты организаций-владельцев, нанести на карту, дав доступ к ней всем желающим.

3. Описать и проиллюстрировать нормативные требования к нормативному состоянию переездов, выложить на указанную карту.

4. Прописать наиболее эффективную процедуру воздействия на владельцев ж/д путей (включая контакты надзорных ведомств - ГИБДД, прокуратура и т.д., последовательность обращений, ссылки на нормы закона и пр.). Рекомендовать эту процедуру жителям, порталу «Добродел», ГИБДД, всем дорожникам.

 

Ожидаемый результат:

Собранные данные можно будет эффективно использовать для принуждения владельцев ж/д путей к надлежащему содержанию. В частности:

- В ответах гражданами со стороны дорожников можно будет указывать настоящих владельцев и виновников плохого состояния, и пересылать обращения им.

- Жители смогут обращаться напрямую к владельцу или писать в надзорные инстанции (ГИБДД, прокуратура) в случае отсутствия реакции.

- Данные можно будет передать администрации портала "Добродел" для прямого воздействия на владельцев переездов и опять же для направления в ГИБДД и прокуратуру.

- ГИБДД и прокуратура смогут сразу выписывать предписания и штрафы на владельцев переездов, не тратя время на выяснение прав собственности.

- Дорожники будут понимать, с кем общаться для синхронизации работ (например, при капремонте дорог).

- Выявленные же бесхозяйные переезды подлежат либо ликвидации (но с демонтажом рельс, а не асфальта!), либо если рельс кому-то нужны, паспортизации и постановке на баланс пользователя ж/д путей.

 

2. Открытие шлагбаума сразу после прохода поезда

Составляющие проблемы:

- Действующие нормативы и практика РЖД не учитывают интересы безрельсового транспорта

- Устаревшие технические решения по сигнализации

- Необходимы вложения в усовершенствование сигнализации

 

Решение:

- Скорректировать нормативную документацию, прописав в ней необходимость и допустимость открытия переездов сразу после прохождения поезда.

- Разработать, тестировать и сертифицировать технические решения, обеспечивающие быстрое открытие шлагбаума после прохождения поезда

- Предусмотреть средства на реконструкцию сигнализации для обеспечения быстрого открытия шлагбаума после прохождения поезда

 

Ожидаемый результат:

- На 3-10% повысится пропускная способность существующих переездов

 

3. Восстановление старых и открытие новых востребованных переездов

Составляющие проблемы:

- Действующие нормативы и практика РЖД практически не допускают открытия новых переездов, а лишь закрывают их

- При принятом решении потребуется обеспечить подъездные пути за счет дорожников (скоординировать дорожников и железнодорожников)

- Выявить наиболее перспективные места открытия

 

Решение:

- Провести консультации на уровне Правительства Московской области с РЖД о необходимости открытия новых переездов.

- Собрать информацию с дорожников и жителей о наиболее актуальных местах переездов.

- Скорректировать нормативную документацию, прописав в ней необходимость и допустимость открытия переездов.

- Предусмотреть средства на строительство переездов (РЖД) и обустройство подходов к ним (дорожники)

 

Ожидаемый результат:

- Существующие переезды разгрузятся, повысится связность УДС.

 

4. Увеличение рядности на переездах (с 2-хполосных на многополосные)

Составляющие проблемы:

- Действующие нормативы и практика РЖД не допускают открытия многополосных переездов

- При принятом решении необходимо реконструировать подъездные пути за счет дорожников (скоординировать дорожников и железнодорожников)

- Необходимо проанализировать и выявить наиболее перспективные места реконструкции с увеличением рядности

 

Решение:

- Провести консультации на уровне Правительства Московской области с РЖД о необходимости реконструкции переездов.

- Проанализировать имеющийся опыт.

- Собрать информацию с дорожников и жителей о наиболее проблемных переездах. Выбрать первоочередные для эксперимента.

- Скорректировать нормативную документацию, прописав в ней необходимость и допустимость открытия и реконструкции многополосных переездов.

- Предусмотреть средства на реконструкцию переездов (РЖД) и обустройство подходов к ним (дорожники)

 

Ожидаемый результат:

- Множество транспортных проблем на переездах удастся решить без строительства эстакад за 2 млрд, вложением 30-50 млн.

 

5. Оборудовать аварийные переезды светофорами, УЗП и шлагбаумами

Составляющие проблемы:

- Отсутствие федеральной программы повышения безопасности переездов, незначительные усилия РЖД

- Необходимо расставить приоритеты, начав с переездов - очагов аварийности

 

Решение:

- Необходимо поручение Министерства транспорта РФ к ОАО «РЖД» расширить программу реконструкции переездов для повышения безопасности с 20-30 до 200-300 шт. в год, начав с самых аварийных.

- Получить и передать РЖД данные ГИБДД РФ по адресам наиболее опасных переездов – очагов аварийности ДТП, требующих первоочередного оборудования УЗП и шлагбаумами.

- Включение Министерством транспорта РФ мероприятий по оборудованию переездов УЗП и шлагбаумами в ФЦП «Безопасность дорожного движения 2013-2020 гг.»

 

Ожидаемый результат:

- Будут спасены до 100 человеческих жизней в год. Также благодаря уменьшению количества ДТП на путях снизятся экономические потери железной дороги и других участников движения от срыва графиков и блокировки переездов.

 

К кому обратимся?

Поскольку вопрос переездов масштабный и касается всей страны, "Пробок.нет" вынесет его на рассмотрение Министерства транспорта России. Попросим Минтранс собрать на совещание дорожников, РЖД и ГИБДД, и там принять решение со сроками и ответственными. И конечно, выделить деньги на эту работу.

 

Поддержку по линии Общественного совета при Минтрансе Московской области обещал руководитель Совета Л.М. Липсиц (кстати, он и подсказал идею многорядных переездов). Надеюсь, предложения поддержат и Министерство транспорта, и Главное управление дорожного хозяйства Московской области, ведь проблема с переездами в Подмосковье одна их острейших.

 

Если вы поддерживаете наши предложения, помогите распространить статью, жмите репосты и лайк!

 

По теме:

- Мосты через железные дороги и Москве и области к 2020 г.

 

 

 

Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

 

Читать дальше в ЖЖ

  • Нравится! 7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что то никто не отреагировал. Видно проблема перестаёт быть актуальной? Для меня много букв в статье. Мысль сбивается.

За всю страну не знаю, но в Московском регионе жд общего пользования(магистральные) надо освобождать от переездов. Кстати много делается в этом плане.

МО построила за последнее время 9 путепроводов через жд. На подходе Южный обход Подольска, Новодачная, Тучково, Водники, Нахабино, обход Домодедово. Ещё 5 в проекте.

Москва кроме 7 эстакад ТТК и 15 путепроводов МКМЖД сделала ещё 8 и 3 на подходе.

Росавтодор из 9 осилил 3: в Белых Столбах, Селятино и Чкаловском. Вот кого надо взбодрять. На А107 тормозят со стройкой в Голицыно, Львовском. На А108 ещё как минимум 3: Дорохово, Шарапова Охота, Липитино.

На жд необщего пользования(подъездные), как я понимаю,  много различных организаций, содержащих пути. Проще переезды передать в ведение автодорожных обслуживающих предприятий. Много проблем сразу решится. Разрушают то переезды автомобили.

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Росавтодор из 9 осилил 3: в Белых Столбах, Селятино и Чкаловском. Вот кого надо взбодрять

Когда ты строишь один мост за бюджет, который можно было разделить на множество объектов по всей стране, как бы нечему удивляться. За 2016 год они ни одной новой стройки не начали и не планируют, это трагедия общегосударственного масштаба. Отличное сравнение и отличный список, реально отображающий действительность. Самые важные и самые плачевные ЖД-переезды именно в ведении Росавтодора, и Росавтодор - самый вялый в Подмосковье в плане строительства путепроводов.

 

Проще переезды передать в ведение автодорожных обслуживающих предприятий. Много проблем сразу решится.

РЖД и "проще" - вещи несовместимые.

 

4. Увеличение рядности на переездах (с 2-хполосных на многополосные)

Тут на самом деле не все однозначно. Если четырехполсная дорога сужается до 2 полос перед переездом, то однозначно надо увеличивать полосность. Если двухполосную дорогу перед переездом расширять до четырех полос, то надо представлять себе участок за переездом, на котором будут перестроения обратно с двух в одну полосу. Если он небольшой по длине, то четыре ручейка на жд-переезде, безусловно, куда опаснее, чем два.

 

1. Обеспечить надлежащее содержание имеющихся переездов их владельцами, чтобы покрытие позволило проезжать его на скорости хотя бы 30-50 км/ч вместо 5-10.

2. Открытие шлагбаума сразу после прохода поезда

Здесь подписываюсь под каждым словом. Отремонтированные переезды снизили бы заторы уже сейчас. Делов на пару ночей, эффект огромнейший. Стоямба после проехавшего поезда это вообще отдельная песня. Когда смотришь ролики из США, где все это моментально происходит, становится весьма грустно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 


За всю страну не знаю, но в Московском регионе жд общего пользования(магистральные) надо освобождать от переездов. Кстати много делается в этом плане.

МО оно разное, одно дело густонаселенное примкадье, с электричками идущими каждые 7-10 минут + ПДС + аэроэкспрессы, другое дело окраины области. Где и автомобильный и ЖД трафик может быть вполне приемлимым для существования переезда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут на самом деле не все однозначно. Если четырехполсная дорога сужается до 2 полос перед переездом, то однозначно надо увеличивать полосность. Если двухполосную дорогу перед переездом расширять до четырех полос, то надо представлять себе участок за переездом, на котором будут перестроения обратно с двух в одну полосу. Если он небольшой по длине, то четыре ручейка на жд-переезде, безусловно, куда опаснее, чем два.

Конечно, речь о достаточно длинных участках, метров как минимум по 100 м до и после переезда. Меньше нет смысла.

Что то никто не отреагировал. Видно проблема перестаёт быть актуальной? Для меня много букв в статье. Мысль сбивается.

Последний блок (где много букв) в оригинале под спойлером, так что можно читать там где картинки. 6 проблем, 5 решений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все написано хорошо и правильно. И даже очевидные проблемы и решения.

Только дальше что делать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

РЖД и "проще" - вещи несовместимые.

Надо просто включить дорогу в Генплан, утвердить проект планировки и согласовать проект строительства с жд :rolleyes:.

Изменено пользователем ценитель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все написано хорошо и правильно. И даже очевидные проблемы и решения.

Только дальше что делать?

Ну мы отправим все в Минтранс РФ. А дальше посмотрим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 


Ну мы отправим все в Минтранс РФ. А дальше посмотрим.

А Минтранс имеет какое-то влияние на ОАО "РЖД"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 


magistr_tk, "курирует"

Это, считайте, никакого влияния.

Допустим, дорожники обратятся в ОАО "РЖД" за техусловиями по организации переезда. Ничто не мешает главному инженеру ОАО "РЖД" в них прописать, что требуется предусмотреть разноуровневое пересечение, даже если речь идет о каком-то тупиковом ответвлении на давно переставший функционировать завод. Проектировать по таким ТУ, разумеется, никто не будет. Но и не исполнять их нельзя, ибо собственник инфраструктуры их выдал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вспоминается мне еще переезд в сторону Домодедова если не ошибаюсь. Помню как меня с белорускими тормознули и сотрудник по рации пытался запросить номер нарушителя, за остановку на переезде. Только вот засада, по рации звучали трехзначные номера, а у белорусов они четырехзначные :) , в результате махнув рукой меня отпустили.

Если и делать многополосные перегруженные переезды, то всяких любителей штрафов гнать поганой метлой, чтобы трудностей в движении не создавали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это, считайте, никакого влияния.

Допустим, дорожники обратятся в ОАО "РЖД" за техусловиями по организации переезда. Ничто не мешает главному инженеру ОАО "РЖД" в них прописать, что требуется предусмотреть разноуровневое пересечение, даже если речь идет о каком-то тупиковом ответвлении на давно переставший функционировать завод. Проектировать по таким ТУ, разумеется, никто не будет. Но и не исполнять их нельзя, ибо собственник инфраструктуры их выдал.

 Вы путаете реальные потребности нашей страны  и существующих чиновников, не желающих решать проблемы.  Возможность двигаться на переезде не в один, а хотя бы в 2 ряда ликвидирует значительное количество пробок на переездах. Хотя конечно есть и пересечения, где  в одном уровне вопрос не решить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 


А Минтранс имеет какое-то влияние на ОАО "РЖД"?

 

Сдается, что наоборот есть влияние ОАО "РЖД" на Минтранс, есть такое записано в Своде Правил.

 

 


Когда ты строишь один мост за бюджет, который можно было разделить на множество объектов по всей стране, как бы нечему удивляться.

 

Глядя на путепровод в Электроуглях, так и хочется сказать: "на хрена козе баян" такой было городить?

В Рязани частник построил маленький, культурный "мостик" через ж.д., берет платы 5 руб (правда было лет 5 назад :) ). Зачем строить такие махины, как в Углях - не понятно. На это никаких ни денег ни времени не хватить.

Напридумывали этих СП, теперь изгаляются как хотят.

 

 

 


Увеличивать рядность переездов, где имеются серьезные затруднения в движении с обеспечением проезда, с 1 до 2-3 полос в каждом направлении (в зависимости от интенсивности движения по УДС и ж/д).

 

На М7 есть участки пересечения ж.д. путей по две полосы в каждую строну.

Но расширять рядность, "идея" так себе - 100 метров наверное мало, да и что будет если в месте слияния будет ДТП. Что туда, ДПС ставить круглосуточно?

 

 

 


Усовершенствовать сигнализацию переездов таким образом, чтобы шлагбаум открывался в течение 2-3 секунд после прохождения последнего вагона.

Данная работа потребует тех.решений (если для существующей АБ нету решений а альбомах), проект, оборудование, кабель, а если этот переезд в пределах станции, то еще и модернизация ЭЦ и т.д. и т.п.

А если придерживаться формулировок, то это уже модернизация переезда - которое запрещено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...