Перейти к содержанию
Man

Черногория

Рекомендуемые сообщения

https://ru.euronews.com/2021/05/07/montenegro-in-chinese-trap

В Европе не прекращаются споры по поводу этой автострады – самой первой в Черногории. Для прокладки скоростной трассы, которая пересечёт горные районы этой небольшой балканской страны, потребуется соорудить 40 мостов и прорубить 90 туннелей. Работы финансируются Китаем. Сейчас из запланированных 170 км построено только 40. Передаёт корреспондент Euronews Ханс фон дер Брели:

– Черногория строит одну из самых дорогих в мире автомагистралей на средства, выделенные Китаем. Но возникли сложности с возвращением этих денег. Попала ли страна в китайскую долговую ловушку? Давайте попробуем разобраться...

Спойлер

 

За строительство магистрали выступал Мило Джуканович, который последние 30 лет почти непрерывно остаётся лидером Черногории, занимая пост премьер-министра или президента. Европейский инвестиционный банк не поддержал проект, ввиду серьёзных рисков, которые были выявлены по итогам экономических расчётов. Международный валютный фонд также предпочёл остаться в стороне. Семь лет назад Китай предложил Черногории кредит в размере миллиарда долларов. Разразившаяся пандемия нанесла серьёзный удар по сильно зависимой от туризма экономике страны, и Черногория попала в крайне сложную ситуацию.

Будет ли закончена магистраль или превратится в дорогу в никуда? По плану, она должна соединить порт Бар на юге с границей с Сербией на севере. Первый участок, выделенный красным цветом, планировалось завершить в прошлом году, но пока он остаётся недостроенным.

Мы беседуем с одним из местных жителей, водителем грузовика. По его словам, политики обещали тысячи рабочих мест, но ему ничего не досталось: китайские фирмы привезли своих рабочих. Кроме того, ему известно, что субподрядчики массово нанимают на стройку жителей соседних стран – без контрактов и без выплат в фонд социального страхования:


– Думаю, было бы лучше, если бы этот кредит взяли у Евросоюза. Тогда бы за этим стояла Европа, и они не могли бы так действовать – безо всяких правил, будто на базаре. Никаких документов, обо всём договорились на словах... Всё потому, что работали с китайцами и хорватами. А вот если бы участвовал ЕС, то контроль был бы значительно строже, и уже завершили бы это строительство. 10% денег попросту украли, то есть 100 миллионов евро – а это как раз столько, сколько сейчас не хватает».

Представитель Китайской дорожно-мостовой корпорации (CRBC) отказался что-либо с нами обсуждать. Просьба дать интервью, направленная через китайское посольство, осталась без ответа. Местные жители доступными средствами выражают своё отношение к ситуации. Здесь поверх иероглифов мы видим надпись, обращённую к президенту: «Мило, ты вор».


Мы смогли побеседовать Деяном Миловацом, сотрудником неправительственной организации MANS, которая частично финансируется Евросоюзом и занимается антикоррупционными расследованиями. По его словам, процедура выбора субподрядчиков не была безупречной:

– Процедура госзаявок для субподрядчиков не соблюдалась… Большая часть проекта была объявлена государственной тайной. Все преимущества, которыми пользуется здесь Китайская дорожно-мостовая корпорация – освобождение от уплаты различных налогов и таможенных пошлин – предоставлялись также и местным субподрядчикам без какого-либо контроля. Это создало огромные возможности для коррупции, для злоупотребления льготами.

В прошлом году в стране сменилось правительство. Дритан Абазович, заместитель премьер-министра, пользуется репутацией борца с коррупцией. Он встретился с нами и ответил на наши вопросы.


– Как вы считаете – есть ли основания говорить о взятках, о коррупции в связи с этим контрактом на строительство автомагистрали?

– Мы можем открыть все документы, изучить их… И если обнаружим что-то, вызывающее вопросы, то направим материалы специальному прокурору для официального рассмотрения.


– Это интересно! Значит, будет расследование?

– Я в этом более чем уверен. Всё, связанное с этим проектом, было весьма непрозрачным.

– Сейчас построена лишь часть трассы… Кто её достроит, кто завершит работу?

– С этим мы обращаемся к Брюсселю… и я более чем уверен, что мы найдём какой-то способ финансирования со стороны европейских институтов для строительства двух других участков.

– Какие сейчас нужны перемены?

– В нашей стране должно быть обеспечено верховенство закона. Именно это для нас самая главная задача: борьба с организованной преступностью и коррупцией.


Местные СМИ заявляют, что Китай проявляет интерес к глубоководной гавани Бар. Взяв у Китая кредит на миллиард долларов, Черногория согласилась на специфические условия. Например, в случае финансовых затруднений, страна готова отказаться от суверенитета над частью своей территории. Арбитражная процедура будет проходить в Китае, по китайским законам. Возможность долгосрочной концессии в отношении порта вписывается в китайскую инициативу «Один пояс и один путь» – глобальный инфраструктурный проект, обеспечивающий доступ к крупным рынкам.


Портовые власти в ожидании экономического подъёма планируют постройку двух новых терминалов:

– Наша основная цель, главная задача на ближайшие десять лет – получить порт регионального значения, который сможет принимать больше грузов, способствовать промышленной и торговой деятельности и так далее…

Строящаяся автомагистраль проходит вдоль долины реки Тара, одной из последних заповедных рек региона. Несмотря на то, что эта территория охраняется государственными законами и международными конвенциями, она оказалась под угрозой. Местные экологи регулярно проводят здесь замеры и наблюдения, и на основе своих данных оценивают происходящее как экологическую катастрофу. Грязная вода с территории стройки попадает в реку, и рыба больше не может здесь нереститься. Говорит Наташа Ковачевич, член экологической группы «Зелёный дом»:

– Самая важная часть Тары теперь попросту уничтожена. В реке теперь не сможет жить рыба, по крайней мере в ближайшие 20 лет. А некоторые виды не вернутся сюда никогда.

По словам экологов, китайские строители не следуют стандартам, принятым в ЕС, а власти Черногории не обеспечивают надлежащий контроль. В долину реки Тары попало много строительного мусора:

– Это просто уму непостижимо – ведь Тара находится под защитой ЮНЕСКО, и здесь запрещено трамбовать почву, засыпать её гравием и камнями, но всё это мы здесь обнаружили. Здесь написано: пожалуйста, соблюдайте чистоту, берегите это место. И вот, что мы теперь видим вокруг – это невероятно.

В ряде балканских стран растёт влияние Китая, что порой приводит к отходу от реформ, согласованных с Евросоюзом. Усилия Пекина по созданию Нового шёлкового пути нередко идут вразрез со стандартами ЕС в плане управления, экономической стабильности и охраны окружающей среды.

 

 

  • Нравится! 3
  • Спасибо! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Стоимость строительства трассы в 170 км по горам: €2,77 млрд. = 247 млрд. рублей.

 

А что так дёшево? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вкратце это называется "проектным финансированием". Китай дает связанный кредит, на который проектирует и строит, практически наверняка все - своими китайскими силами. Папуасам остается дорога и кредит, выплатить который они в текущих условиях вряд ли смогут. И тогда нужно смотреть условия договора. Скорее всего, дорогой тоже станут управлять (и деньги стричь тоже) китайцы. Ну или продадут кому.

Вон, другие папуасы с Цейлона во что-то похожее впряглись. Теперь их главный порт под китайцами на 99 (уже 97 лет).

Еще одни папуасы ощутили себя равными богам и запилили в своей столице LRT. Ну, назвали его метрой, но оно все на поверхности и эстакадах. Тоже китайцы строят.

Третий папуас (мы все его отлично знаем) на связанный кредит запилил аграмедную промзону с блэкджеком и шлюхами китайскими машинами и прочими холодильниками в расчете на сбыт на нашем рынке, но ребят поправили. Теперь у них есть цельный индустриальный парк "Великий камень" (кажется, спалился...), коптящий небо на 15% мощности. А кредит сам себя не отдаст, на что китайцам равнофиолетово.

 

Почему у них такое получается? Ну, огромные объемы инфраструктурного строительства в самом Китае (проскальзывали цифры, что в 21 веке Китай ежегодно производит цемента/бетона примерно столько же, сколько США за весь век 20-й), растущий опыт и механизация, что высвобождает кучу рабочих рук и мощностей, которые некуда приложить у себя. Вот и предлагают по всему миру то, что ранее делали условные турки, только дешевле. Возможно, по себестоимости или даже ниже. Но тут как: прокатит подоить папуасов - наварятся на этом. Не получится - государство наверняка что-то подкинет.

 

Нам они что-то похожее предлагали, но их аккуратно послали, воспользовавшись их услугами только в необходимой мере и с кучей условий (мы таки не папуасы и можем какие-никакие условия ставить со своей стороны). Возможно, если наши инфраструктурные компании не будут предлагать то же самое на приемлемых для государства условиях, услугами китайцев будем пользоваться больше и ширше. В любом случае, как некий тонизирующий момент (ну, вроде занесенной над башкой дубинки) для наших строителей они полезны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пошла вода в хату...

 

Тезисно:

1. внезапно на первый участок длиной 41 км потратили почти миллиард баксов

2. ой, через пару месяцев нужно начинать отдавать кредит, а у нас весь ВВП (который не Путин) меньше 5 ярдов эуро. Шо робиты?

3. внезапно ежегодное обслуживание трассы (именно обслуживание, а не строительство) эквивалентно сборам с 22-25 тысяч машин в день, а у нас этого нет и близко не будет... у нас все население не напрягаясь поместится в Солнцево

 

Запомните цифру в 22-25 тысяч ежедневных машин, необходимых для обслуживания некоей сферической дороги в вакууме, когда будете плакаться, что никто не хочет строить платники за свои, а если и строят, то, сцуко, ценник ломят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
21 час назад, Indy1977 сказал:

Запомните цифру в 22-25 тысяч ежедневных машин, необходимых для обслуживания некоей сферической дороги в вакууме, когда будете плакаться, что никто не хочет строить платники за свои, а если и строят, то, сцуко, ценник ломят.

 

мнение инженера-строителя Ивана Кековича, конечно, настолько авторитетно в вопросе экономической окупаемости проекта, что хоть на лбу высекай.

 

как сейчас принято говорить, кек

Изменено пользователем lite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, lite сказал:

 

мнение инженера-строителя Ивана Кековича, конечно, настолько авторитетно в вопросе экономической окупаемости проекта, что хоть на лбу высекай.

 

как сейчас принято говорить, кек

Я тоже не ракетчик, а филолог, но... Может, подскажете вашу правильную версию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 30.05.2021 в 18:38, Indy1977 сказал:

1. внезапно на первый участок длиной 41 км потратили почти миллиард баксов

 

Нам бы от туапсе за такие бабки, а нет. Дёшево слишком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
30 минут назад, true79 сказал:

 

Нам бы от туапсе за такие бабки, а нет. Дёшево слишком.

Недешево, но и недорого. Тут комплекс причин вижу я.

Во-первых, невысокий приоритет. Население большого Сочи - около полумиллиона человек, примерно в 4-5 раз меньше, чем в Крыму, если вдруг встанет вопрос почему "одному - кувшин, другому - дворец". Сюда же можно приплести сомнительные перспективы окупаемости чисто за счет легкового трафика. Все же Сочи с точки зрения промышленности и сельского хозяйства с Крымом или предгорным КК и рядом не стоит.

Во-вторых, в связи с массивным строительством метрополитена в Москве и грядущим усилением БАМа тоннельщиков и щитов самомим не фатат.

В-третьих... но хватит и первых двух. Не, если звезды встанут правильно, можно будет турок каких подрядить или китайцев. Было бы желание террана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А летом в 10 раз вырастает))). Тем более там больше акведуки нужны. Их конечно строят, но мало. 

 

Вообще странно, что всего 500т живет. Вот в мск 12млн, а по факту 30..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
25 минут назад, true79 сказал:

А летом в 10 раз вырастает))).

Нет. На пике раза в 4, и это уже предел.

26 минут назад, true79 сказал:

Тем более там больше акведуки нужны.

Акведук - путь для воды, водовод. Машины там не пройдут. Может, виадук?

27 минут назад, true79 сказал:

Вообще странно, что всего 500т живет.

А что там, простите, делать, особенно вне короткого сезона? Бабушка всю жизнь прожила в Крыму, на самом что ни на есть ЮБК, так там с октября по май - тоска и уныние. Городок на 10 тыс человек, при том он был заточен под круглогодичный санаторный отдых - там было 13 круглогодичных туберкулезных санаториев и еще несколько общего профиля.

А в Сочах и климат хуже, и развлекаловки меньше, и инфраструктура ни к черту... В общем - не взлетит.

Вообще, немало поездив по свету, я могу ответственно заявить, что нет повести печальнее на свете, чем сезонный курорт не в сезон. Это касается как третьего мира, так и вполне себе Европы и США.

31 минуту назад, true79 сказал:

Вот в мск 12млн, а по факту 30..

Это где же ты, злодей, набрался таких идей?!

Живет официально порядка 13 миллионов, в зоне маятниковой миграции еще 4-5, плюс миллион-другой гастеров и максимум столько же нелегалов. От 30 миллионов Москва задохнулась бы сразу же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
41 минуту назад, Indy1977 сказал:

На пике раза в 4, и это уже предел.

 

ну конечно. 

 

42 минуты назад, Indy1977 сказал:

Может, виадук?

 

может

 

43 минуты назад, Indy1977 сказал:

А в Сочах и климат хуже, и развлекаловки меньше, и инфраструктура ни к черту... В общем - не взлетит.

 

дорогой, если сравнивать крым и сочи, то крым это большая деревня. Привет из 80-х. Сочи это практичеси москва. И по уровню жизни, и по инфрастктуре и тд.

 

Вам надо просто съездить с сравнить.

 

44 минуты назад, Indy1977 сказал:

Это где же ты, злодей, набрался таких идей?!

 

аккуратней "друг". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Indy1977 сказал:

сезонный курорт не в сезон

Однако с Москвой повезло. Куда не плюнь в феврале, везде хорошо. И в Сочах, и в Ялте, и в Черногории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
52 минуты назад, Epic сказал:

Однако с Москвой повезло. Куда не плюнь в феврале, везде хорошо. И в Сочах, и в Ялте, и в Черногории.

- Рабинович! Вы любите потных женщин и теплое пиво?

- Нет, конечно же!

- Отлично! Едете в отпуск в феврале.

1 час назад, true79 сказал:

ну конечно. 

Ждем вашу версию

1 час назад, true79 сказал:

дорогой, если сравнивать крым и сочи, то крым это большая деревня. Привет из 80-х. Сочи это практичеси москва. И по уровню жизни, и по инфрастктуре и тд.

Сколько людей - столько и мнений. В целом - неубедительно абсолютно. Начиная с говностоков в море... без водоочистки, разумеется.

1 час назад, true79 сказал:

Вам надо просто съездить с сравнить.

Я - парень не злой. Наездился за свои 40+ нековидных лет так, что (почти) любое предложение куда-либо съездить (если оно не подкреплено весомыми финансовыми аргументами, потому что в бога мы верим, а остальное, пожалуйста, наличными) вызывает, как минимум, неприятие. И желание спросить собеседника: "Сынок, а деньги-то у тебя есть?"

1 час назад, true79 сказал:

аккуратней "друг". 

Это не я, извините. Это Филатов, ЦЕН!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я, дорогой, за свои 50+ тоже поездил не мало...если вы не можете отличить Сочи от крыма это вам большой минус..

 

и ещё, когда будете новости с авторшока нести, добавляйте немного своего мнения. А не мнения автора статьи (не пойми кого), и мнения комментаторов. 

 

Далее дискуссию считаю законченной. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
27 минут назад, true79 сказал:

мало...если вы не можете отличить Сочи от крыма это вам большой минус..

Еще как могу, о чем я выше и.

28 минут назад, true79 сказал:

и ещё, когда будете новости с авторшока нести, добавляйте немного своего мнения. А не мнения автора статьи (не пойми кого), и мнения комментаторов.

Когда я хочу высказать свое мнение - я его высказываю. Когда я хочу что-то процитировать - я это цитирую. И да, в этом смысле афтершок не хуже и не лучше других источников. 

Да, там есть и откровенные фрики, но есть и замечательные, умные авторы, прекрасно разбирающиеся в темах, на которые они пишут. Как и здесь, кстати.

32 минуты назад, true79 сказал:

Далее дискуссию считаю законченной. 

Ну вот и слава труду. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...