Перейти к содержанию
Man

Черногория

Рекомендуемые сообщения

https://ru.euronews.com/2021/05/07/montenegro-in-chinese-trap

В Европе не прекращаются споры по поводу этой автострады – самой первой в Черногории. Для прокладки скоростной трассы, которая пересечёт горные районы этой небольшой балканской страны, потребуется соорудить 40 мостов и прорубить 90 туннелей. Работы финансируются Китаем. Сейчас из запланированных 170 км построено только 40. Передаёт корреспондент Euronews Ханс фон дер Брели:

– Черногория строит одну из самых дорогих в мире автомагистралей на средства, выделенные Китаем. Но возникли сложности с возвращением этих денег. Попала ли страна в китайскую долговую ловушку? Давайте попробуем разобраться...

Спойлер

 

За строительство магистрали выступал Мило Джуканович, который последние 30 лет почти непрерывно остаётся лидером Черногории, занимая пост премьер-министра или президента. Европейский инвестиционный банк не поддержал проект, ввиду серьёзных рисков, которые были выявлены по итогам экономических расчётов. Международный валютный фонд также предпочёл остаться в стороне. Семь лет назад Китай предложил Черногории кредит в размере миллиарда долларов. Разразившаяся пандемия нанесла серьёзный удар по сильно зависимой от туризма экономике страны, и Черногория попала в крайне сложную ситуацию.

Будет ли закончена магистраль или превратится в дорогу в никуда? По плану, она должна соединить порт Бар на юге с границей с Сербией на севере. Первый участок, выделенный красным цветом, планировалось завершить в прошлом году, но пока он остаётся недостроенным.

Мы беседуем с одним из местных жителей, водителем грузовика. По его словам, политики обещали тысячи рабочих мест, но ему ничего не досталось: китайские фирмы привезли своих рабочих. Кроме того, ему известно, что субподрядчики массово нанимают на стройку жителей соседних стран – без контрактов и без выплат в фонд социального страхования:


– Думаю, было бы лучше, если бы этот кредит взяли у Евросоюза. Тогда бы за этим стояла Европа, и они не могли бы так действовать – безо всяких правил, будто на базаре. Никаких документов, обо всём договорились на словах... Всё потому, что работали с китайцами и хорватами. А вот если бы участвовал ЕС, то контроль был бы значительно строже, и уже завершили бы это строительство. 10% денег попросту украли, то есть 100 миллионов евро – а это как раз столько, сколько сейчас не хватает».

Представитель Китайской дорожно-мостовой корпорации (CRBC) отказался что-либо с нами обсуждать. Просьба дать интервью, направленная через китайское посольство, осталась без ответа. Местные жители доступными средствами выражают своё отношение к ситуации. Здесь поверх иероглифов мы видим надпись, обращённую к президенту: «Мило, ты вор».


Мы смогли побеседовать Деяном Миловацом, сотрудником неправительственной организации MANS, которая частично финансируется Евросоюзом и занимается антикоррупционными расследованиями. По его словам, процедура выбора субподрядчиков не была безупречной:

– Процедура госзаявок для субподрядчиков не соблюдалась… Большая часть проекта была объявлена государственной тайной. Все преимущества, которыми пользуется здесь Китайская дорожно-мостовая корпорация – освобождение от уплаты различных налогов и таможенных пошлин – предоставлялись также и местным субподрядчикам без какого-либо контроля. Это создало огромные возможности для коррупции, для злоупотребления льготами.

В прошлом году в стране сменилось правительство. Дритан Абазович, заместитель премьер-министра, пользуется репутацией борца с коррупцией. Он встретился с нами и ответил на наши вопросы.


– Как вы считаете – есть ли основания говорить о взятках, о коррупции в связи с этим контрактом на строительство автомагистрали?

– Мы можем открыть все документы, изучить их… И если обнаружим что-то, вызывающее вопросы, то направим материалы специальному прокурору для официального рассмотрения.


– Это интересно! Значит, будет расследование?

– Я в этом более чем уверен. Всё, связанное с этим проектом, было весьма непрозрачным.

– Сейчас построена лишь часть трассы… Кто её достроит, кто завершит работу?

– С этим мы обращаемся к Брюсселю… и я более чем уверен, что мы найдём какой-то способ финансирования со стороны европейских институтов для строительства двух других участков.

– Какие сейчас нужны перемены?

– В нашей стране должно быть обеспечено верховенство закона. Именно это для нас самая главная задача: борьба с организованной преступностью и коррупцией.


Местные СМИ заявляют, что Китай проявляет интерес к глубоководной гавани Бар. Взяв у Китая кредит на миллиард долларов, Черногория согласилась на специфические условия. Например, в случае финансовых затруднений, страна готова отказаться от суверенитета над частью своей территории. Арбитражная процедура будет проходить в Китае, по китайским законам. Возможность долгосрочной концессии в отношении порта вписывается в китайскую инициативу «Один пояс и один путь» – глобальный инфраструктурный проект, обеспечивающий доступ к крупным рынкам.


Портовые власти в ожидании экономического подъёма планируют постройку двух новых терминалов:

– Наша основная цель, главная задача на ближайшие десять лет – получить порт регионального значения, который сможет принимать больше грузов, способствовать промышленной и торговой деятельности и так далее…

Строящаяся автомагистраль проходит вдоль долины реки Тара, одной из последних заповедных рек региона. Несмотря на то, что эта территория охраняется государственными законами и международными конвенциями, она оказалась под угрозой. Местные экологи регулярно проводят здесь замеры и наблюдения, и на основе своих данных оценивают происходящее как экологическую катастрофу. Грязная вода с территории стройки попадает в реку, и рыба больше не может здесь нереститься. Говорит Наташа Ковачевич, член экологической группы «Зелёный дом»:

– Самая важная часть Тары теперь попросту уничтожена. В реке теперь не сможет жить рыба, по крайней мере в ближайшие 20 лет. А некоторые виды не вернутся сюда никогда.

По словам экологов, китайские строители не следуют стандартам, принятым в ЕС, а власти Черногории не обеспечивают надлежащий контроль. В долину реки Тары попало много строительного мусора:

– Это просто уму непостижимо – ведь Тара находится под защитой ЮНЕСКО, и здесь запрещено трамбовать почву, засыпать её гравием и камнями, но всё это мы здесь обнаружили. Здесь написано: пожалуйста, соблюдайте чистоту, берегите это место. И вот, что мы теперь видим вокруг – это невероятно.

В ряде балканских стран растёт влияние Китая, что порой приводит к отходу от реформ, согласованных с Евросоюзом. Усилия Пекина по созданию Нового шёлкового пути нередко идут вразрез со стандартами ЕС в плане управления, экономической стабильности и охраны окружающей среды.

 

 

  • Нравится! 3
  • Спасибо! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стоимость строительства трассы в 170 км по горам: €2,77 млрд. = 247 млрд. рублей.

 

А что так дёшево? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вкратце это называется "проектным финансированием". Китай дает связанный кредит, на который проектирует и строит, практически наверняка все - своими китайскими силами. Папуасам остается дорога и кредит, выплатить который они в текущих условиях вряд ли смогут. И тогда нужно смотреть условия договора. Скорее всего, дорогой тоже станут управлять (и деньги стричь тоже) китайцы. Ну или продадут кому.

Вон, другие папуасы с Цейлона во что-то похожее впряглись. Теперь их главный порт под китайцами на 99 (уже 97 лет).

Еще одни папуасы ощутили себя равными богам и запилили в своей столице LRT. Ну, назвали его метрой, но оно все на поверхности и эстакадах. Тоже китайцы строят.

Третий папуас (мы все его отлично знаем) на связанный кредит запилил аграмедную промзону с блэкджеком и шлюхами китайскими машинами и прочими холодильниками в расчете на сбыт на нашем рынке, но ребят поправили. Теперь у них есть цельный индустриальный парк "Великий камень" (кажется, спалился...), коптящий небо на 15% мощности. А кредит сам себя не отдаст, на что китайцам равнофиолетово.

 

Почему у них такое получается? Ну, огромные объемы инфраструктурного строительства в самом Китае (проскальзывали цифры, что в 21 веке Китай ежегодно производит цемента/бетона примерно столько же, сколько США за весь век 20-й), растущий опыт и механизация, что высвобождает кучу рабочих рук и мощностей, которые некуда приложить у себя. Вот и предлагают по всему миру то, что ранее делали условные турки, только дешевле. Возможно, по себестоимости или даже ниже. Но тут как: прокатит подоить папуасов - наварятся на этом. Не получится - государство наверняка что-то подкинет.

 

Нам они что-то похожее предлагали, но их аккуратно послали, воспользовавшись их услугами только в необходимой мере и с кучей условий (мы таки не папуасы и можем какие-никакие условия ставить со своей стороны). Возможно, если наши инфраструктурные компании не будут предлагать то же самое на приемлемых для государства условиях, услугами китайцев будем пользоваться больше и ширше. В любом случае, как некий тонизирующий момент (ну, вроде занесенной над башкой дубинки) для наших строителей они полезны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пошла вода в хату...

 

Тезисно:

1. внезапно на первый участок длиной 41 км потратили почти миллиард баксов

2. ой, через пару месяцев нужно начинать отдавать кредит, а у нас весь ВВП (который не Путин) меньше 5 ярдов эуро. Шо робиты?

3. внезапно ежегодное обслуживание трассы (именно обслуживание, а не строительство) эквивалентно сборам с 22-25 тысяч машин в день, а у нас этого нет и близко не будет... у нас все население не напрягаясь поместится в Солнцево

 

Запомните цифру в 22-25 тысяч ежедневных машин, необходимых для обслуживания некоей сферической дороги в вакууме, когда будете плакаться, что никто не хочет строить платники за свои, а если и строят, то, сцуко, ценник ломят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 час назад, Indy1977 сказал:

Запомните цифру в 22-25 тысяч ежедневных машин, необходимых для обслуживания некоей сферической дороги в вакууме, когда будете плакаться, что никто не хочет строить платники за свои, а если и строят, то, сцуко, ценник ломят.

 

мнение инженера-строителя Ивана Кековича, конечно, настолько авторитетно в вопросе экономической окупаемости проекта, что хоть на лбу высекай.

 

как сейчас принято говорить, кек

Изменено пользователем lite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, lite сказал:

 

мнение инженера-строителя Ивана Кековича, конечно, настолько авторитетно в вопросе экономической окупаемости проекта, что хоть на лбу высекай.

 

как сейчас принято говорить, кек

Я тоже не ракетчик, а филолог, но... Может, подскажете вашу правильную версию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 30.05.2021 в 18:38, Indy1977 сказал:

1. внезапно на первый участок длиной 41 км потратили почти миллиард баксов

 

Нам бы от туапсе за такие бабки, а нет. Дёшево слишком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
30 минут назад, true79 сказал:

 

Нам бы от туапсе за такие бабки, а нет. Дёшево слишком.

Недешево, но и недорого. Тут комплекс причин вижу я.

Во-первых, невысокий приоритет. Население большого Сочи - около полумиллиона человек, примерно в 4-5 раз меньше, чем в Крыму, если вдруг встанет вопрос почему "одному - кувшин, другому - дворец". Сюда же можно приплести сомнительные перспективы окупаемости чисто за счет легкового трафика. Все же Сочи с точки зрения промышленности и сельского хозяйства с Крымом или предгорным КК и рядом не стоит.

Во-вторых, в связи с массивным строительством метрополитена в Москве и грядущим усилением БАМа тоннельщиков и щитов самомим не фатат.

В-третьих... но хватит и первых двух. Не, если звезды встанут правильно, можно будет турок каких подрядить или китайцев. Было бы желание террана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А летом в 10 раз вырастает))). Тем более там больше акведуки нужны. Их конечно строят, но мало. 

 

Вообще странно, что всего 500т живет. Вот в мск 12млн, а по факту 30..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
25 минут назад, true79 сказал:

А летом в 10 раз вырастает))).

Нет. На пике раза в 4, и это уже предел.

26 минут назад, true79 сказал:

Тем более там больше акведуки нужны.

Акведук - путь для воды, водовод. Машины там не пройдут. Может, виадук?

27 минут назад, true79 сказал:

Вообще странно, что всего 500т живет.

А что там, простите, делать, особенно вне короткого сезона? Бабушка всю жизнь прожила в Крыму, на самом что ни на есть ЮБК, так там с октября по май - тоска и уныние. Городок на 10 тыс человек, при том он был заточен под круглогодичный санаторный отдых - там было 13 круглогодичных туберкулезных санаториев и еще несколько общего профиля.

А в Сочах и климат хуже, и развлекаловки меньше, и инфраструктура ни к черту... В общем - не взлетит.

Вообще, немало поездив по свету, я могу ответственно заявить, что нет повести печальнее на свете, чем сезонный курорт не в сезон. Это касается как третьего мира, так и вполне себе Европы и США.

31 минуту назад, true79 сказал:

Вот в мск 12млн, а по факту 30..

Это где же ты, злодей, набрался таких идей?!

Живет официально порядка 13 миллионов, в зоне маятниковой миграции еще 4-5, плюс миллион-другой гастеров и максимум столько же нелегалов. От 30 миллионов Москва задохнулась бы сразу же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
41 минуту назад, Indy1977 сказал:

На пике раза в 4, и это уже предел.

 

ну конечно. 

 

42 минуты назад, Indy1977 сказал:

Может, виадук?

 

может

 

43 минуты назад, Indy1977 сказал:

А в Сочах и климат хуже, и развлекаловки меньше, и инфраструктура ни к черту... В общем - не взлетит.

 

дорогой, если сравнивать крым и сочи, то крым это большая деревня. Привет из 80-х. Сочи это практичеси москва. И по уровню жизни, и по инфрастктуре и тд.

 

Вам надо просто съездить с сравнить.

 

44 минуты назад, Indy1977 сказал:

Это где же ты, злодей, набрался таких идей?!

 

аккуратней "друг". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Indy1977 сказал:

сезонный курорт не в сезон

Однако с Москвой повезло. Куда не плюнь в феврале, везде хорошо. И в Сочах, и в Ялте, и в Черногории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
52 минуты назад, Epic сказал:

Однако с Москвой повезло. Куда не плюнь в феврале, везде хорошо. И в Сочах, и в Ялте, и в Черногории.

- Рабинович! Вы любите потных женщин и теплое пиво?

- Нет, конечно же!

- Отлично! Едете в отпуск в феврале.

1 час назад, true79 сказал:

ну конечно. 

Ждем вашу версию

1 час назад, true79 сказал:

дорогой, если сравнивать крым и сочи, то крым это большая деревня. Привет из 80-х. Сочи это практичеси москва. И по уровню жизни, и по инфрастктуре и тд.

Сколько людей - столько и мнений. В целом - неубедительно абсолютно. Начиная с говностоков в море... без водоочистки, разумеется.

1 час назад, true79 сказал:

Вам надо просто съездить с сравнить.

Я - парень не злой. Наездился за свои 40+ нековидных лет так, что (почти) любое предложение куда-либо съездить (если оно не подкреплено весомыми финансовыми аргументами, потому что в бога мы верим, а остальное, пожалуйста, наличными) вызывает, как минимум, неприятие. И желание спросить собеседника: "Сынок, а деньги-то у тебя есть?"

1 час назад, true79 сказал:

аккуратней "друг". 

Это не я, извините. Это Филатов, ЦЕН!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я, дорогой, за свои 50+ тоже поездил не мало...если вы не можете отличить Сочи от крыма это вам большой минус..

 

и ещё, когда будете новости с авторшока нести, добавляйте немного своего мнения. А не мнения автора статьи (не пойми кого), и мнения комментаторов. 

 

Далее дискуссию считаю законченной. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
27 минут назад, true79 сказал:

мало...если вы не можете отличить Сочи от крыма это вам большой минус..

Еще как могу, о чем я выше и.

28 минут назад, true79 сказал:

и ещё, когда будете новости с авторшока нести, добавляйте немного своего мнения. А не мнения автора статьи (не пойми кого), и мнения комментаторов.

Когда я хочу высказать свое мнение - я его высказываю. Когда я хочу что-то процитировать - я это цитирую. И да, в этом смысле афтершок не хуже и не лучше других источников. 

Да, там есть и откровенные фрики, но есть и замечательные, умные авторы, прекрасно разбирающиеся в темах, на которые они пишут. Как и здесь, кстати.

32 минуты назад, true79 сказал:

Далее дискуссию считаю законченной. 

Ну вот и слава труду. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...