Можно ли построить прочную и долговечную дорогу по типовому проекту, но сократить бюджет и сроки выполнения работ? Да, если вместо природных минеральных материалов заложить в проект фосфогипс, он же — технический гипс. Рассказываем, как фосфогипс помогает экономить на строительстве дорог, и какие еще преимущества дает использование этого материала.

Фосфогипс заменяет более дорогие материалы и позволяет уменьшить количество слоев дорожной одежды

Фосфогипсом можно заменить до 100% песка и до 75% щебня в типовых проектных решениях. А стоит фосфогипс дешевле, чем природные материалы — потому что это вторичный продукт производства минеральных удобрений.

К тому же с каждым годом увеличивается дефицит щебня и песка. Меньше ресурсов — больше конкуренция — выше цена. Дефицит может обернуться и перебоями с поставками, в итоге — срывом сроков дорожно-строительных работ.

Дорожный фосфогипс производит завод «ФосАгро» в Балакове Саратовской области. Сырьем служит апатит-нефелиновая руда с Кольского полуострова, одного из самых чистых в мире месторождений апатита. Фосфогипс от «ФосАгро» не загрязняет почву и атмосферу, не повышает радиационный фон. Безопасность материала подтвердили три независимых экологических экспертизы.

Дороги получаются дешевле не только за счет разницы в стоимости природных материалов и технического гипса. Фосфогипс позволяет уменьшить количество слоев дорожной одежды. Например, если уложить фосфогипс первым слоем, то можно отказаться от геотекстиля — будет меньше затрат и на материалы, и на выполнение работ.

С фосфогипсом можно сэкономить:

  • до 25% при строительстве дорог I–III категорий,
  • до 45% при строительстве дорог IV–V категорий.

В Саратовской области первые дороги с применением фосфогипса построили в 2007 году. Когда накопилась база практических наработок, ученые Саратовского государственного университета при поддержке специалистов «ФосАгро» подготовили Стандарт организации строительства дорог с применением фосфогипса. В 2016 году стандарт утвердило Федеральное дорожное агентство Росавтодор. В 2020 году вышла обновленная версия СТО.

Технология «ФосАгро» получила положительные отзывы от зарубежных экспертов и была внесена в Справочник Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA)

С фосфогипсом можно быстро строить дороги повышенной прочности — нет упущенной выгоды из-за затянувшихся работ

В среднем сроки строительства дорог с фосфогипсом на 20% короче, чем с сыпучими материалами. Высокая скорость строительства особенно важна, когда тендер разместили поздно — а работы надо закончить до наступления холодов. Или если нужно быстро проложить хорошую дорогу к новому производственному цеху или карьеру и запустить грузопоток.

Фосфогипс быстро твердеет и набирает прочность. По дороге, построенной по «фосфогипсовой» технологии, уже через четыре дня можно открывать движение.

По модулю упругости основание из фосфогипса вдвое превышает показатели, которые требуют стандарты строительства дорог. По прочности — до 9 раз.

Допустимая нагрузка на дорогу с основанием из фосфогипса — до 30 тонн на ось. Например, в Саратовской области «фосфогипсовая» дорога ведет к Пугачевскому карьеру. По ней каждый день ездят самосвалы с грузом в 50–60 тонн — и полотно без проблем переносит регулярное движение тяжелой техники.

Дороги с основанием из фосфогипса служат дольше — меньше расходы на ремонт

В отличие от сыпучих материалов, фосфогипс формирует в основании дороги монолитную плиту. Причем со временем монолит становится еще прочнее. При движении транспорта по дороге с монолитным основанием нагрузка на грунт распределяется более равномерно — меньше риск деформаций. Благодаря этому покрытие дольше остается ровным, без ям, и не требует ремонта. Качественные дороги оценят водители, которые могут не опасаться за подвеску автомобиля.

«Фосфогипсовая» технология позволяет решить проблему бездорожья в сельской местности, где нет больших бюджетов на благоустройство

Фосфогипс морозостойкий. Благодаря его малой пористости влага не проникает внутрь и не замерзает, разрывая материал изнутри. Поэтому плита из фосфогипса не деформируется в самые суровые зимы.

Срок службы оснований из фосфогипса на дорогах I–IV категорий — не менее 12 лет, на дорогах V категории — не менее 5 лет.

А еще монолит не размывается водой и выступает двусторонним барьером: снижает промерзание грунта под полотном и не пропускает влагу из грунта в верхние слои дорожной одежды. Это тоже препятствует преждевременному износу дорог.

С применением фосфогипса построено более 180 000 кв. м дорог в Саратовской области. Дороги прошли испытание высокими нагрузками, сильными морозами, подтоплениями — и спустя годы находятся в хорошем состоянии.

Если у фосфогипса столько преимуществ, почему на него не перешли повсеместно?

Фосфогипс дорожный — сравнительно новый материал. А ко всему новому обычно относятся настороженно, предпочитая делать по старинке — даже если можно достичь лучшего результата с меньшими затратами.

Еще одна сложность — транспортировка материала. Полугидратную форму фосфогипса, которая подходит для строительства дорог, выпускает не так много предприятий. Поскольку материал быстро отвердевает, его нужно использовать за короткий промежуток времени. В настоящее время ведется работа по переводу фосфополугидрата в устойчивую форму — для расширения географии применения.

Например, с завода «ФосАгро» в Балаковском районе фосфогипс берут для строительства дорог в Саратовской и Самарской областях. И логистика при закупках в своем или соседнем регионе обходится в меньшую сумму

Фосфогипс — современный, простой в использовании и недорогой материал. При этом экологически чистый — не угрожает здоровью людей и не наносит ущерб окружающей среде. С фосфогипсом можно строить дороги всех категорий — и не жертвовать качеством ради экономии.

У «ФосАгро» есть полный пакет нормативно-технических документов по фосфогипсу, сертификаты и сметные расценки. Ознакомиться с кейсами по применению фосфогипса в дорожном строительстве и запросить дополнительную информацию по продукту можно на сайте компании.

Контакт для связи:
Константин Шитиков
Тел.: +7 926 887-80-88
Email: KShitikov@phosagro.ru