Как известно, пропускная способность магистрали определяется пропускной способностью в ее самом узком месте. Самые узкие места это, обычно, перекрестки и их много.
Часто наблюдаю такую картину: проезжая часть с N числом полос, перекресток. Из крайней левой полосы разрешен поворот налево, поэтому в крайнем левом ряду очередь из желающих повернуть налево или развернуться. Из крайнего правого ряда разрешен поворот направо, но сразу за перекрестком расположен пешеходный переход, занятый пешеходами, поэтому правый ряд тоже стоит. Получается из N рядов, движется только N-2 ряда, и это в идеальной ситуации, когда все участники движения ведут себя дисциплинированно. Нетрудно подсчитать, что для проспекта с тремя полосами движения в каждом направлении и двухрежимным светофором пропускная способность перекрестка составит 1/6Х, где Х это пропускная способность самого проспекта. При трехрежимном светофоре и трех полосах - 1/9Х.
Часто практикуемое решение подразумевает запрет на крупных магистралях левого поворота, а иногда и правого. С одной стороны, вроде бы, пропускная способность перекрестка высокая, до 1/2Х. Но если рассматривать ситуацию глубже, то очевидно, что те участники движения, кому нужно было повернуть налево, никуда с дороги не делись, и будут искать место для поворота в другом месте, их пребывание в пути увеличится, а значит длина пробок тоже будет расти.
Мое альтернативное решение, заключается в добавлении полосы для левого поворота за счет встречной полосы на участке 50-100м до перекрестка. Когда встречные полосы в обоих направлениях отводятся для левого поворота, то до перекрестка образуется N+1 полос, а после перекрестка остается N-1 полос. Движение при этом на перекрестке смещается вправо. Крайняя правая полоса, при этом, используется только для поворота направо. Остается решить проблему скопления автомобилей в правом ряду из-за пешеходного перехода. Классическим решением является запрещающий сигнал для пешеходов во время движения автомобилей, но при этом светофор работает в 3-х режимах, а значит сокращается пропускная способность перекрестка с идеальных гипотетических 50% до 33%, а с учетом задержек, остается еще меньше. Мой вариант решения: перенос пешеходного перехода от границы перекрестка на расстояние необходимое, для того, чтобы достаточно большое количество автомобилей за один сигнал светофора смогли повернуть направо, (а также встречных автомобилей поворачивающих налево) и распределились перед пешеходным переходом в ожидании его освобождения. Удаленность перехода от перекрестка должна определяться в зависимости от среднего числа поворачивающих автомобилей, на основе статистических наблюдений. В этом случае трехрежимный светофор не нужен, и при трех полосах в обоих направлениях, пропускная способность перекрестка будет 1/3Х, т.е. в 2-3 раза выше классических схем.
Предлагаю всем, кто умеет это делать, создать компьютерную модель и просчитать эффективность моего предложения, сравнивая с классическими схемами проезда перекрестков